Letyshops

"Business intelligence" - никакого противоречия

Скотт Лайбс

Начало в выпусках: #119

Интеллектуальная собственность

Даниэл Хэй (Daniel Hay), исполнительный директор ArchivalCD Inc., столкнулся с проблемами потока наличности, после того как 2 года назад наводнение погубило важное оборудование для переноса документов на CD и DVD. Выпуск акций под личные гарантии на 5,6 млн. долларов казался решением, но процесс так и не удалось завершить. Недавно блеснул луч надежды: Хэй обнаружил "тайник" с 10 млн. долларов в собственной компании.

"У меня есть процесс, который, я думаю, можно запатентовать, - говорит Хэй. - Программа оценки онлайновой интеллектуальной собственности помогла рассчитать возможный доход от лицензий". Хэй нашел эту программу на сайте Patent and License Exchange (www.pl-x.com). Он уверен, что сайт поможет ему лицензировать процесс и приобрести вспомогательные процессы.

Удобные инструменты, такие как упомянутая программа оценки - основанная на Black Scholes система TRRU metrics (Technology Risks/Rewards Unit) - лишь одна из причин вспыхнувшего интереса к патентованию интеллектуальной собственности (intellectual property, IP).

Большие и малые компании стремятся извлечь пользу из своей интеллектуальной собственности и посмотреть, что можно получить по лицензии у конкурентов. Появился целый ряд вебсайтов, облегчающих решение этих и других задач, связанных с IP.

Следуя примеру ArchivalCD и еще почти 400 фирм, компания Eastman Chemical начала работать с TRRU metrics и другими инструментами на сайте pl-x.com.

Вильям Хайзе (William Heise), начальник отдела лицензирования в Eastman, только что осуществил первую сделку на Patent and License Exchange: продал недорогой патент фирме Bruckmann & Kreyenborg Granuliertechnika (BKG) из Германии. Хайзе считает, что без сайта сделка не состоялась бы. BKG требовала застраховать законность патента, но Eastman отказалась платить за это. На онлайновой бирже страховка предлагается бесплатно, и компании без труда договорились о сделке.

Возросшая скорость операций и широкий круг потенциальных покупателей - основные причины, по которым Eastman перевела в Интернет часть стратегии по управлению приблизительно 1500 патентами. "Мы стали заключать больше сделок, увеличился возврат доходов, а значит и наши возможности", - говорит Хайзе. В этом году он надеется подписать 14 договоров, связанных с продажей и лицензированием (в 1999 году их было 2).

Интернет: преимущества и проблемы

Patent and License Exchange - одна из самых "навороченных" онлайновых бирж, занимающихся IP, но далеко не единственная. Как утверждает Марк Холлер (Mark Haller), глава Группы по управлению интеллектуальной собственностью при PricewaterhouseCoopers, таких сайтов около 30: от информационных табло типа Yet2.com до высокотехнологичных, таких как Delphion, где можно искать и анализировать патенты для оффлайновых переговоров.

Появились и виртуальные места встреч для неформального обмена идеями. Сайт ideas.com, созданный при участии Coca-Cola и International Paper, предложил пользователям Интернета присылать идеи по полезным напиткам для детей и рельефной бумаге. Компании размещают запросы, указывая вознаграждение в долларах, и принимают патентованные и непатентованные идеи от посетителей, которых устраивают описанные условия.

Coca-Cola надеется, что Интернет сможет избавить компанию от примерно 1500 ненужных предложений, которые поступают ежегодно по почте, телефону и факсу. "Часто приходят идеи, которые уже рассматривались или возникали внутри компании, - говорит Майкл Клайн (Michael J Kline), советник Coca-Cola по патентам и технологиям. - Задавая широкой аудитории целевые вопросы, мы мечтаем, чтобы сократилось количество, но улучшилось качество идей".

Оживив еще недавно вялый рынок IP, онлайновые биржи вынуждены решать ряд проблем, чтобы помочь компаниям превратить IP в ходкий товар. "Интеллектуальную собственность трудно описать, потому что она уникальна", - говорит Холлер. Хайзе добавляет: "Разместить сайт в Интернете легко. Трудно решить, чем его заполнить, какие технологии, данные и ноу-хау предложить".

Онлайновые биржи

В виртуальной реальности много виртуальных активов, но реальных сделок пока немного.

Вебсайт Характеристики Основные участники/ спонсоры
www.anidea.com Покупка, продажа, лицензирование патентов и торговых марок 500 с лишним подписчиков, в том числе Lucent, Ferrari и Принстонский Ун-т.
www.delphion.com Поиск и анализ патентов; пока без обмена Финансируется и поддерживается IBM и Internet Capital Group
www.ideas.com Поиск, покупка и продажа патентованных и непатентованных идей "Основные владельцы": Coca-Cola, International Paper, SC Johnson; 50 фирм из списка "Fortune 100" изучают предложение
www.pl-x.com Оценка, покупка и продажа IP; сайт включает такие инструменты, как условное депонирование (escrow), легализацию документов и страхование 400 абонентов, в том числе: BP Amoco, Bristol-Myers Squibb, Dow Chemical, и Ford Global Technologies
www.yet2.com Покупка/продажа патентов и лицензий; 55 спонсоров- основателей и инвесторов Honeywell и P&G

Source: Company Data

Продолжение в выпусках: #121

 

 

Реклама: