Letyshops

Новый стандарт аудиторской независимости

Дэн Голдвассер

Публикуется в сокращении

Реформа ради влияния

Никто не спорит: время обновить стандарты аудиторской независимости давно пришло. Прежние правила стали обременительны и во многом устарели, а аудит и деловая среда за последние годы сильно изменились. Однако результат удивил всех: новые стандарты охватывают аудиторов всех зарегистрированных SEC компаний, независимо от размера, что может серьезно сказаться на фирмах CPA, если примеру SEC последуют другие контролирующие органы.

Во время открытого обсуждения SEC проигнорировала доказательства того, что неаудиторские услуги повышают качество аудита. Своих доводов об угрозе эффективности аудита она не представила. Хотя неаудиторские услуги окончательно не запрещены, введенные ограничения породили массу вопросов об ответственности аудиторов, аудиторских комитетов и руководства компаний, о будущей роли Комитета по Стандартам Независимости (ISB).

По нашему мнению, новые правила меняют не так уж много и, скорее, являются для SEC средством утвердить свою власть над фирмами Большой Пятерки и над аудиторской профессией в целом.

29 июня 2000 г. SEC впервые обнародовала предложение серьезно пересмотреть стандарты аудиторской независимости. Принятие 15 ноября 2000 г. новых правил для аудиторов публичных компаний стало кульминацией процесса.

Окончательный вариант значительно отличается от первоначального предложения SEC. Заметно снижены требования к финансовому участию в фирме клиента, к работе лиц, связанных с аудиторской фирмой, в фирме клиента. Однако перечень неаудиторских услуг, несовместимых с независимостью аудитора, не изменился.

SEC возложила на аудиторские комитеты публичных компаний обязанность определять, угрожают ли неаудиторские услуги (кроме запрещенных) независимости аудитора. Теперь компании должны указывать в официальных документах расходы на аудит, консалтинг по информационным технологиям и другие неаудиторские услуги независимых аудиторов.

Единственное важное изменение, касающееся запрещенных услуг, - требование, чтобы объем внутреннего аудита, проводимого независимыми специалистами, не превышал 40%.

Почти ничего не изменилось в правилах атрибуции. Аудиторы по-прежнему могут создавать совместные предприятия и стратегические союзы с другими компаниями, не боясь, что отношения их партнеров повредят независимости.

SEC против ISB?

Насколько значительное воздействие окажут новые стандарты на аудиторскую независимость, пока неясно. Главное изменение - ослабление требований к финансовому участию в фирме клиента и трудовым отношениям с клиентом. Следовать прежним правилам уже невозможно в эпоху, когда бухгалтерские фирмы стали глобальными организациями, а семьи имеют по несколько кормильцев.

Важный побочный эффект новых правил - последствия для Комитета по стандартам независимости (ISB), созданного в 1997 г. SEC и AICPA для разработки на концептуальной основе стандартов независимости с учетом перемен в бухгалтерской профессии и деловом сообществе.

Приняв комплекс стандартов до того, как ISB завершил свою работу, SEC явно подрывает положение Комитета. Возникает вопрос: позволит ли SEC Комитету выполнять его обязанности?

Некоторые положения окончательного варианта стандартов не согласуются с концепцией независимости, которую ISB изложил в открытом проекте в конце ноября 2000 г. В документе упоминается метод гарантий, согласно которому определенные отступления от стандартов допустимы, если они компенсируются должными мерами предосторожности. SEC не только отвергает идею гарантий, но для решения проблем с независимостью предлагает метод раскрытия, не поддержанный ISB. Таким образом, приняв новые правила, SEC отклонила концептуальную структуру, которая должна была стать основой будущих документов ISB.

Общественная поддержка

Другое возможное последствие - изменение стандартов независимости, принятых бухгалтерскими комитетами штатов. Чтобы расположить общественное мнение к своим предложениям, SEC заручилась поддержкой местных комитетов, которые склонны обновить собственные правила независимости в соответствии с основополагающими принципами SEC.

Большинство комитетов штатов заинтересованы в том, чтобы ограничить право бухгалтерских фирм оказывать неаудиторские услуги клиентам аудита. Это понятно, так как у комитетов нет достаточных средств для расследований и разбирательств спорных случаев. Соответственно, если такая авторитетная организация, как SEC, берет на себя труд пересмотреть бухгалтерские стандарты, регулирующие органы в штатах не могут отнестись к ее выводам с недоверием. Удивительно, что SEC этого не предусмотрела.

В течение 4 дней открытых слушаний SEC предложила многочисленным институциональным инвесторам высказать мнение о независимости аудитора. Естественно, большинство из них полагает, что чем строже стандарт о независимости, тем лучше, так как вся система финансовой отчетности зависит от объективности и честности аудиторов.

Инвесторы, директора и управляющие компаниями стали уделять больше внимания вопросу о независимости аудиторов - и это, безусловно, результат положительный. В то же время SEC заставила их усомниться в надежности аудиторской информации и таким образом причинила вред.

Продолжение в следующем выпуске.

 

 

Реклама: