Letyshops

Принципы учета затрат

Светлана Сергеенко
loreley@rinet.ru

Начало в выпусках: #101, #102, #103

При подготовке материала были использованы материалы фирмы PLAUT. Также автор выражает благодарность Венской Высшей Школе Финансов, Расчетов и Налогов.

Учет по объектам затрат

К управлению стоимостью продукции наряду с калькуляцией относится и учет по объектам затрат. Он подразделяется на предварительную калькуляцию по заказам, текущую и итоговую калькуляцию.

Предварительная калькуляция производится на начальном этапе выполнения заказа. На основе спецификаций, рабочих планов и фиксированных цен определяются специфические для данного заказа ступени планирования.

Если предварительная калькуляция обычно автоматизирована, то для текущей необходим отдельный расчет реальных издержек. С производства поступает информация о реальной стоимости материалов, выработке и браке. Соответственно, учитывается списание материалов со склада и поступление на склад готовой продукции и полуфабрикатов.

Цель итоговой калькуляции - сравнение сметных и реальных затрат по заказу. Для этого необходимо закрыть каждый отчетный период.

При закрытии месяца рассчитываются надбавки по общим издержкам, незавершенное производство и отклонения различных видов. С учетом отклонений корректируются затраты и результаты в бухгалтерском учете и отчетах о результатах.

Анализ отклонений

Как и при учете по центрам возникновения затрат, для производственных заказов рассчитываются различные отклонения. Их можно разделить на две категории: возникающие за счет изменений объемов производства и за счет учетной техники.

Первая категория отклонений показывает, что выработка была больше, чем запланировано, и это увеличило издержки. Необходимо проанализировать, что вызвало общее отклонение (например, изменение количества или цены).

При анализе количественных отклонений особо учитываются отклонения по потреблению материалов и трудозатратам, а также вызванные изменением производственного процесса. Ценовые отклонения связаны с изменением цен на материалы и ставок центров возникновения затрат; расчетные - с изменением учетных цен, объема партий, брака.

Управление сбытом

Управленческим инструментом для обработки клиентских заказов является расчет сумм покрытия и анализ результатов.

Ориентация на клиентов наряду с управлением рисками, Value Based Management, Balanced Scorecard, Knowledge Management и информационными технологиями приобретает все большее значение для производства и является одной из важнейших сфер приложения современного контроллинга.

В ходе годового планирования прогнозируются суммы покрытия и результаты. При этом необходимо, чтобы планирование осуществлялось на всех уровнях предприятия. Без планирования сбыта невозможно планировать производство, чистая выручка не может быть рассчитана без информации о скидках и издержках сбыта. Без калькуляций по продуктам невозможно определить стоимость реализации. Предпосылкой калькуляции по продуктам является планирование общих затрат в производстве. При расчете сумм покрытия вся информация объединяется.

Управление клиентскими заказами имеет отраслевую специфику, но в целом структура едина для всех отраслей:

  • первый шаг - обработка запросов и предложений. Клиент обращается к нам напрямую, или мы реагируем, например, на его объявление. Возможно, на этом этапе сотрудник просто проверит наличие желаемого товара по базе данных и сообщит клиенту цену. Возможно, потребуется работа целого отдела. Постоянные клиенты делают заказ сразу - в этом случае первый шаг выпадает;
  • при получении заказа от клиента мы проверяем наличие, возможность поставки или производства данного товара, уточняем сроки поставки и подтверждаем получение заказа;
  • организуем поставку товара, то есть заказываем его перевозку, сопровождение и хранение;
  • при выписке счета возникает выручка в бухгалтерии, в расчете сумм покрытия и анализе результатов. Поскольку нас волнует ликвидность, а не только отчетность, нельзя забывать и о контроле за платежами;
  • иногда происходит поставка не требуемых или некачественных товаров. В этом случае приходится иметь дело с возвратами и рекламациями.

Для учетного отражения такого многоступенчатого процесса необходимо использовать различные инструменты. При работе со сложными процессами мы применяем так называемый попроцессный учет затрат.

Инструменты управления сбытом

Важным инструментом управления сбытом является расчет сумм покрытия. Его цель - предоставление результатов (сумм покрытия) по каждому источнику доходов. Обычно источники классифицируются по продуктам (продуктовые группы) или с учетом внутренних подразделений предприятия. В последнее время все больший интерес стало вызывать разбиение по клиентам.

Концепция сумм покрытия - эффективный инструмент управления сбытом, принятия правильных решений в этой области. Многоразмерность концепции, хотя и усложняет ее, обеспечивает правильное отнесение издержек на объекты затрат (так как иначе невозможно рассчитывать суммы покрытия).

Расчет сумм покрытия венчает здание учета плановых предельных затрат. Всю информацию для него предоставляет учет по центрам возникновения и объектам затрат.

Управление сбытом состоит максимум из четырех ступеней:

  • - учет выручки;
  • - попроцессный учет затрат;
  • - расчет сумм покрытия;
  • - расчет общего результата деятельности.

Важно, что вся эти процессы протекают в рамках учета сумм покрытия и анализа результатов, то есть не нужен дополнительный расчет результатов, который осложнял бы их интерпретацию.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #105

 

 

Реклама: