Letyshops

Перепишем аккредитив

Ричард Гэмбл

Начало в выпусках: #162

Медленно, но верно

Другие поставщики готовы рискнуть. Tradenable, крупный провайдер услуг депонирования, помещает средства покупателя на счет, с которого продавец получит оплату только после того, как товар попадет к покупателю.

В настоящее время компания реализует опцию электронного аккредитива для рынков "business-to-business". Заявление размещается в онлайне, а затем направляется в банки для стандартной обработки аккредитива. "Для начала мы хотели сохранить форму L/C, оставив за банками выдачу, консультации и подтверждение", - поясняет Кристина Рес (Christina Raes), директор по маркетингу.

Однако Tradenable уже готовится к следующему этапу: автоматизированное подтверждение заявок и выдача аккредитивов в онлайне за считанные секунды. В основе такого процесса - компьютерная оценка кредитоспособности, поэтому банки относятся к нему с недоверием.

В перспективе "возможны уникальные альтернативы, при которых гарантом платежей будут выступать страховые компании, а не банки, - говорит Рес. - Это был бы оптимальный способ оплаты в онлайне, но двигаться в этом направлении надо постепенно".

Альтернатива существует

Электронная альтернатива коммерческому аккредитиву уже появилась. Говоря о выдаче мгновенных гарантий для продавца и покупателя, нередко упоминают TradeCard Inc.

Компания имеет более 135 клиентов, около дюжины банков-партнеров и серьезный договор с MasterCard International. Согласно договору, TradeCard передаются сделки, стороны которых (покупатель и продавец) не желают пользоваться закупочными карточками (p-card).

Банки, работающие с TradeCard, не дают гарантий и не берут на себя кредитные риски. За них это делает Coface - французская страховая компания. Таким образом, TradeCard использует для управления рисками в е-коммерции не банковский аккредитив, а другой старинный инструмент - страхование кредита.

Достижение соглашения (хотя и не перевод средств) происходит быстрым и безопасным электронным способом. Правда, услуги доступны лишь тем участникам сделки, которые зарегистрированы, проверены и утверждены. Coface проверяет кредитоспособность покупателя и открывает для него кредитную линию. После этого для проведения сделки достаточно буквально одного щелчка мыши.

Курт Кавано (Kurt Cavano), председатель и CEO TradeCard, говорит: "Мы делаем то же, что и аккредитив: автоматизируем процесс и гарантируем оплату. Однако наши услуги дешевле - всего 150 долларов за сделку до 100 тыс. долларов. Банковский аккредитив стоил бы в пять-десять раз дороже. Стороны сделки решают, кто покроет издержки (как правило, это делает продавец). Затем мы уплачиваем страховой взнос Coface, чтобы обеспечить стопроцентную надежность. Если продавец выполняет свои обязательства, а покупатель задерживает перевод денег, продавец регистрирует требование и в течение 30 дней получает от Coface полную компенсацию".

Представитель старой экономики International Playthings Inc. (импорт и продажа игрушек) обратился к TradeCard, потому что это дешевле и эффективнее, чем традиционные аккредитивы.

Финансовый директор фирмы Майкл Варда (Michael Varda) говорит: "Поставщики сначала противились изменениям, но затем поняли, что сэкономят деньги благодаря полной автоматизации и отсутствия затрат на устранение несоответствий. В результате они согласились оплачивать недорогие услуги TradeCard".

Для участия в модели TradeCard продавцам и покупателям необходим только браузер. Электронная почта, телефон или факс не требуются.

Электронная форма значительно уменьшает количество несоответствий и облегчает их устранение. Дополнительных денег при этом платить не приходится.

"Закупочный заказ TradeCard не является аккредитивом, но напоминает его. Поэтому клиенты чувствуют себя комфортно", - говорит Ринкус из Comerica.

Модель класса "люкс"

Система Bolero.net, лондонское звено сети обмена банковскими документами SWIFT, начала работу в конце 1999 г., заменив электронный обмен данными (EDI) технологией расширяемого языка (XML).

Как объясняет Питер Скотт (Peter Scott), коммерческий директор Bolero.net., компания использует SURF ("settlement utility for risk and finance" - регулирующая утилита для риска и финансов) для автоматизации многих элементов международной торговли, в том числе аккредитивов.

SURF может выполнять такие функции L/C, как сверка и обработка документов, контроль за исполнением обязательств. SURF предлагается компаниям через их банки.

Bolero.net - платформа, с помощью которой покупатель и продавец в онлайне заключают международные соглашения. Система имеет высокий уровень безопасности, использует цифровые сертификаты и подписи для идентификации партнеров и защиты электронных документов.

Скотт считает модель TradeCard "не совсем правильной". Она создана для малых и средних предприятий, а Bolero.net ориентирована на крупные корпорации и станет более гибкой, когда SURF "всплывет".

Рэнди Перчиа (Randi Purchia), директор по исследованиям (финансовые услуги) в AMR Research, замечает: "TradeCard дешевле, чем Bolero.net, и экономична при сделках практически любого вида и размера".

Нельзя сказать, что высокотехнологичные альтернативы аккредитива обречены на успех. Черил Лейн (Cheryl Layne), директор по маркетинга ecVision, вспоминает, как работала менеджером по L/C в JCPenney, где познакомилась с демонстрационными версиями TradeCard: "Они предложили отличную идею, но им непросто будет конкурировать с аккредитивами, традиционными для международной торговли".

Такие компании, как TradeCard и Bolero.net, имеют хорошие мысли и, очевидно, хорошие технологии, но их вес на рынке пока невелик.


Ричард Гэмбл (Richard H. Gamble) - редактор The Southern Banker, Trusts & Estates, Pension World, Corporate Cashflow, Corporate Finance и Electronic Commerce Advisor; пишущий редактор Business Finance и Treasury & Risk Management. Автор книг по истории Центрального банка Юга и Федерального резерва банка Атланты.

 

 

Реклама: