Letyshops

Реинжиниринг и человеческий фактор

Нэнси Ли Хатчин

Макс Борн в письме к Эйнштейну писал: "Живое существо и ясность - полные противоположности." Надеюсь, что это утверждение уменьшит число разочарований от неудачных воплощений проектов реорганизации предприятий. Беспорядок, хаос и разногласие - это непременные спутники жизни и возникли еще задолго до появления консультантов по реинжинирингу.

Сегодня многие называют реинжиниринг "управлением изменениями". Но, как и во все предыдущие года, в 1996 году изменением нельзя управлять! По определению, изменение - это внезапная и радикальная перестройка. Безусловно, изменением нельзя управлять, но существуют правила, следование которым позволяет производить изменения наиболее эффективно.

Сегодня, имея за плечами опыт успешных реорганизаций, мы гораздо лучше понимаем особо трудные места таких проектов. Человеческий фактор среди них один из самых существенных. Во всем - от единства в устремлениях руководства до обучения сотрудников работе в новых условиях - стена непонимания и откровенный саботаж могут спутать все карты.

Безусловно, описание бизнес-процессов и их моделирование - прекрасно отвечают высказыванию Макса Борна: они логичны, рациональны и упорядочены, в то время как человеческие страсти и эмоции, вызываемые организационными изменениями, разнообразны и непредсказуемы.

В 1996 году важнейшим вопросом для тех, кто проектирует и внедряет программы реорганизации предприятий, становится вопрос: какие методы могут помочь в работе с возникающими человеческими проблемами?

Планирование в хаосе подобно серфингу на 5-метровой волне: необходимо, в первую очередь, выжить и лишь потом уже быть грациозным. Это надо понимать при подготовке реинжиниринговых проектов. Для каждого проекта необходимо составить план взаимодействия (для синхронизации действий группы) и план маркетинга (общения с внешним миром). Такой план может выглядеть следующим образом:

  • Краткий обзор организационного устройства проекта.
  • Стратегии взаимодействия в рамках проекта.
  • Стратегии маркетинга проекта.
  • Шаги по исполнению стратегий.

Организационный обзор необходим для определения основ. Этот раздел определяет организации, вовлеченные в проект: поставщиков, дилеров, сотрудников и других, указывая в них не только контактных лиц, но также и тех, кто мог бы отслеживать мнение о производимых изменениях. Участники проекта должны быть уверены, что никто, затрагиваемый изменениями, не пропущен.

Внутри группы, выполняющей проект должны работать отлаженные механизмы взаимодействия. Отчеты и обзоры должны быть четкими и поддерживаться инструментальными средствами, такими как системы управления проектами, электронная почта и groupware. Чем больше проект, тем важнее работа этих механизмов. Умение быстро распространять полученные уроки не только помогает формировать единство внутри группы, но и уменьшает число ошибок. В некоторых проектах используются ежедневные или еженедельные бюллетени для распространения информации о ходе проекта.

Проводя маркетинг проекта, необходимо выделить основные группы, на которые нацелены маркетинговые усилия. Список таких групп будет включать общественные организации, поставщиков, распространителей продукции, представителей государственной власти (руководитель одного военного проекта пошутил как-то "наш проект должен нравиться даже римским легионерам" - что ж, значит и их надо включить в список). Для каждой из групп должны разрабатываться специфические способы представления проекта.

План взаимодействия и план маркетинга должны включить перечень и сроки выполняемых мероприятий, распределить персональную ответственность за их выполнение. Разработка и исполнение этих планов должны происходить одновременно с подписанием контракта на выполнение проекта и разработкой плана проекта.

Когда мы научимся делать так, чтобы новые бизнес-процессы, свободные от незавершенности и избыточности, эффективные и ориентированные на потребителя, встречали бы понимание и энтузиазм у исполнителей, мы быстро устанем от совершенства и успехов. Я верю, что и 1997 год пройдет под знаком совершенствования методов и методик для управления человеческим фактором реинжиниринговых проектов.

Закончить хотелось высказыванием Эйнштейна: "Дорогие потомки, если вы не станете более справедливыми, более мирными, и вообще более рациональными чем, мы - то, черт побери, объясните, почему!"

 

 

Реклама: