Letyshops

Инициативы е-бизнеса: придется подождать

Скотт Лайбс

Чуть помедленнее, кони

В ожидании праздников Кристен Онкен (Kristen Onken) загадала желание: улучшить видимость в цепочке поставок, уменьшить объем товарных запасов. Вопрос не совсем к Санта Клаусу, но большинству финансистов он близок.

Декабрь - переломный месяц не только для производителей игрушек и сыра, но и для представителей других отраслей промышленности. Особенно в этом году, когда руководители многих компаний буквально молятся о первых признаках подъема.

Список желаний мало изменился по сравнению с прошлым годом, зато изменились средства их выполнения. Онкен, CFO корпорации Logitech, утверждает, что новая архитектура е-бизнеса позволяет компании видеть, сколько единиц ее товара имеется на полках магазинов.

"Теперь мы планируем на три недели вперед, не допускаем пустых полок и сохраняем низкий уровень запасов", - говорит Онкен. Система может контролировать около 70% объема продаж в США и 50% - в Европе. В будущем году эти цифры должны улучшиться, хотя компанию сдерживают технологические возможности фирм-продавцов.

Год назад об этих ограничениях не задумывались. Е-бизнес был популярен, и мало кто сомневался, что "business-to-everything" скоро впишет новую главу в историю американской коммерции.

Теперь Logitech и другие компании, вложившие средства в системы е-бизнеса, вынуждены ждать дольше, чем рассчитывали. Тем, кто предпринял крупные проекты сразу на нескольких фронтах, возможно, придется что-то свернуть, с чем-то повременить, а ресурсы направить на реализацию инициатив, обещающих немедленную отдачу.

"У нас связаны руки"

Поворот колеса фортуны оказался для е-бизнеса драматичным. Или нет? Исследовательские фирмы и профессиональные организации пристально следят за ситуацией на рынке и создают поток противоречивых мнений: расходы будут падать, расти, останутся прежними

То же касается и приоритетов руководителей. Главное - инфраструктура. Нет, работа с клиентами. Или все-таки системы транзакций. Во всяком случае, в стадном мышлении исследователей не обвинишь.

В этой неразберихе начинаешь почти завидовать Гери Дарсту (Gary Darst). Ему не надо беспокоиться о расстановке приоритетов в е-бизнесе: у него нет е-бизнеса.

Больше года назад портрет Дарста красовался на обложке первого номера eCFO в рассказе об "Internet Explorers".

Как директор по финансовому планированию в Litton Electron Devices, он руководил проектом по уменьшению предпродажного периода. В рамках проекта компания внедрила новую Интернет-технологию, которая автоматизирует многие ручные процессы контроля и регулирования денежных операций.

Сейчас Дарст хотел бы сделать то же самое, но уже как вице-президент по финансам в Filtronic Solid State Inc. Однако приходится выжидать.

Задержка отражается на выполнении заказов (основная клиентская база компании - в сфере телекоммуникаций) и цене акций (снизилась на 25%). Filtronic не может делать серьезные инвестиции.

"У нас связаны руки, - говорит Дарст. - Мы знаем, что необходимо использовать возможности е-бизнеса, но сначала мы должны сократить затраты и увеличить прибыль, а только потом наращивать мощность ИТ".

Золотая середина

Forrester Research и Yankee Group обнародовали неутешительные итоги опросов компаний о предстоящих расходах на технологии. Однако есть и более оптимистичные данные. Программа ЕСМ (управление электронной коммерцией) Государственного Университета Сан-Хосе, совместно с Meta Group и Survey.com, провела исследование фирм (от малых до крупных) по всей стране.

Почти две трети респондентов считают, что Интернет стал более важным фактором успеха, чем 12 месяцев назад. Более половины сказали, что руководство уделяет е-бизнесу больше времени и внимания, 37% - отметили рост доходов от е-бизнеса за последний год, о снижении сообщили лишь 10%.

"Результаты опроса показывают, что е-бизнес стал важнейшей частью инфраструктурных расходов и компании считают его жизненно необходимым", - говорит Митчелл Леви (Mitchell Levy), глава ECnow.com и автор E-Volve-or-Die.com.

На противоречивость информации компании реагируют по-разному. Некоторые исходят из принципа "все или ничего" (как Logitech и Filtronic). Другие (и их большинство) идут средним курсом: фокусируются на одной области инноваций, окупаемость которой можно планировать, а затем отталкиваются от достигнутого.

Owens Corning основное внимание уделяет переносу финансовых транзакций в царство электроники. "Для нас е-снабжение - почти синоним е-бизнеса", - говорит Чак Дана (Chuck Dana), вице-президент компании по е-бизнесу и глобальному сорсингу.

За год Owens обрабатывает 600 000 счетов-фактур, и этот непрерывный бумажный поток поглощает время и деньги. Перенос транзакций из бумажных систем в сетевые настолько эффективен, что даже неблагоприятный экономический прогноз не отразится на планах компании.

"Мы расширяем использование е-снабжения и в будущем году намерены рассылать электронным способом 75% платежей", - говорит Дана.

В будущем Owens намерена с помощью Интернета улучшить обслуживание клиентов. Ориентируясь на клиентские интересы, строят свою стратегию и многие другие компании.

Так, Oncology Therapeutics Network (OTN) свела более 30 отдельных клиентских баз данных в одну сложную сетевую версию, которая помогает эффективнее распределять лекарства от рака и сопутствующие услуги.

За десять лет существования компания стала почти полностью электронной. Су Дабман (Sue Dubman), вице-президент и директор по ИТ, говорит: "Конечно, иногда надо ходить и по улице, но основные ресурсы мы направляем на проекты в сфере е-бизнеса".

OTN надеется сохранить прибыльность, став необходимой для клиентов, и предлагает широкий ассортимент услуг, большинство из которых - электронные.

Продолжение в выпусках: #161

 

 

Реклама: