Letyshops

Все до последнего гвоздя

Русс Банхэм

Причины скептического отношения к управлению рисками предприятия

Питер Кокс (Peter Cox), главный финансовый директор компании United Grain Growers (UGG), родился и вырос в Великобритании, но в начале своей карьеры работал в Париже бухгалтером компании Pricewaterhouse. Он утверждает, что опыт научил его видеть недостатки традиционного отношения бухгалтеров к оценке реальных корпоративных рисков.

Питер Кокс уверен, что UGG, агропромышленный концерн из Виннипега, провинция Манитоба, с доходом, составившим в 1998 году 1.25 млрд. долл., работает со своими рисками последовательно и в полном объеме. "Мы создаем структуру и процесс систематического управления всеми рисками корпорации", - говорит Кокс.

То, чем занимается Питер Кокс, называется управление рисками предприятия (enterprise risk management). В то время как многоцелевое страхование собирает в один пакет имущественные риски, а управление совокупным риском объединяет страховые риски с финансовыми, управление рисками предприятия идет еще дальше. Его целью является идентификация, анализ, определение количества и сравнение всех рисков корпорации, имеющих корни в ее операционной, финансовой и стратегической деятельности.

Такие риски состоят из традиционных страховых рисков, например, ответственности за качество продукции, а также финансовых, товарных, юридических, экологических и других, не столь осязаемых рисков, которые угрожают стабильности доходов корпорации. Последние виды рисков могут включать в себя торговое эмбарго или потерю престижа торговой марки. "Мы считаем, что у риска имеется денежное выражение и строим на этом наш подход", - отмечает финансовый директор компании UGG.

Хотя управлением рисками предприятия, концепцией совокупного риска и многоцелевыми стратегиями, заинтересовались многие компании, некоторые наблюдатели не усматривают у последних особого стремления "чинить то, что работает". "Мы изучили эти подходы, однако не находим ничего неправильного в способе, которым мы обычно управляем нашими страховыми и финансовыми рисками", - говорит Ричард Хейдингер (Richard Heydinger), директор по управлению рисками Hallmark Cards (Канзас-Сити, штат Миссури), компании с доходом, составившим в прошлом году 4 млрд. долл.

"Как и большинство компаний мы передаем наши риски разным специалистам из отрасли страхования и финансовых рынков. Это не означает, что я не интересуюсь рисками предприятия. Согласен, все это выглядит и звучит очень хорошо. Просто мы этим пока не занимаемся".

Одинаковое отношение ко всем рискам может быть неэффективно, предупреждает Уильям Келли (William J. Kelly), управляющий директор компании J.P. Morgan из Нью-Йорка. "Хотя вам нужно рассматривать риски с точки зрения стратегии, ничто не мешает смотреть на них с точки зрения тактики".

Страхование, которое защищает от отдельных случайных рисков, столь недорого, считает Уильям Келли, что не стоит идти на неприятности и смешивать или удерживать большое число корпоративных рисков. "Если застраховать здание стоимостью 800 млн. долл. стоит два базисных пункта, то какую часть этого риска вы действительно способны взять на себя?" - спрашивает он.

"Конечно, вы можете сэкономить пару тысяч на страховых премиях, но стоит ли? Хотите ли вы быть тем человеком, который объясняет совету директоров, что убыток в 100 млн. мог быть застрахован за 20 тыс. долл.? Во всем должен присутствовать здравый смысл".

Под одной крышей

В подтверждение подобного скептического отношения компании не рвутся собирать корпоративные риски под одну крышу. UGG является одной из компаний, чей систематический подход идет вразрез с традиционными представлениями. Такие компании можно сосчитать на пальцах одной руки. Вооружившись советом своего консультанта, лондонской страховой брокерской фирмы Willis Corroon Group, Питер Кокс и его финансисты выявили 32 риска (помимо традиционных страховых), с которыми сталкивается компания. "Из них мы выбрали 6 самых важных, с нашей точки зрения, рисков для передачи, а затем собрали их вместе с традиционными случайными рисками компании в один портфель", - говорит Карл Грот (Carl Groth), старший вице-президент и директор по альтернативной передаче рисков Willis Corroon.

Ни компания UGG, ни Карл Грот не назовут шесть рисков, выделенных ими, однако они "предположили", что среди них могут быть экологические, кредитные риски, риски ненадежности партнера, а также риски нестабильности цен на товары. В производстве зерна погода является еще одним непредсказуемым фактором, обычно не учитываемым в стандартных страховых контрактах.

В сентябре этого года фирма Willis Corroon попытается передать портфель рисков компании UGG на финансовые и страховые рынки, что станет первым случаем, когда такое большое число разнообразных финансовых, стратегических, операционных и традиционных случайных рисков будет передаваться как единый блок.

Зачем нужна вся эта деятельность, если нет ничего неправильного в традиционном способе управления рисками? "Мы могли бы поступать так, как поступали и раньше, однако когда вы увязываете различные риски в один портфель, вы компенсируете один риск другим, - говорит Питер Кокс. Таким образом сокращаются общие расходы".

Питер Кокс ссылается на естественный хедж, получаемый в результате подбора рисков, которые либо не коррелированны, либо отрицательно коррелированны по отношению друг к другу. Например, акционированная химическая компания с дочерним предприятием, производящим химическое сырье, находится в ситуации падения цен на рынке из-за избытка предложения. Разумеется, это ведет к снижению объема продаж. В то же самое время у этой компании есть еще одно дочернее предприятие, которое использует то же самое химическое сырье для производства разнообразных видов продукции. Благодаря низким ценам издержки этого предприятия падают, а прибыль соответственно растет. Объединив два риска в один портфель, компания получает естественную компенсирующую позицию.

В традиционных корпоративных условиях, когда стенами разделены не только дочерние предприятия, но и отделы, естественные хеджи могут быть не столь очевидны. "Все виды рисков не коррелированны и при объединении способны составить естественный хедж, - говорит Карл Грот. - Мы пришли к выводу, что страховые риски, например, не соотносятся с эффектом некоторых погодных изменений, с колебаниями товарных цен, а также с финансовыми рисками вроде валютного. Однако многие фирмы имеют такую структуру, что при рассмотрении этих рисков исключается любая возможность по исследованию преимущества от их объединения".

Все компании привлекает обещание, даваемое теми, кто занимается управлением рисками предприятия Оно заключается в том, что природу риска можно лучше понять путем преодоления "шахтной" структуры управления. При обычном управлении рисками менеджер по страхованию управляет страховыми рисками, казначей управляет рисками потоков средств, а также финансовыми и ценовыми рисками, менеджер кредитного отдела управляет кредитными рисками, товарные трейдеры управляют товарными рисками и т.д. Они редко, если вообще когда-либо, координируют свои действия или изучают возможности совместной работы по управлению суммарным риском организации.

Уничтожив подобные барьеры, риск можно будет представить так, как он естественно возникает в условиях бизнеса - как портфель взаимосвязанных рисков, которым подвергается организация. Понимание риска в этом контексте, возможно, приведет к появлению более качественной информации для принятия решений и, в конечном итоге, улучшит управление рисками, стабильность доходов и увеличит стоимость акций.

Главный финансовый директор берет на себя большую ответственность в сфере управления рисками предприятия. Чтобы достичь большей эффективности использования капитала, четыре четко очерченные области - случайный риск, финансовый риск, операционный риск и стратегический риск - могли бы управляться главным финансовым директором централизовано. Для этого необходимо идентифицировать и определить количество всех рисков, которым подвергается корпорация, а также управлять выделенным на эти цели капиталом так, чтобы он приносил максимальную отдачу и способствовал стабильности доходов. По словам Карла Грота, "управление рисками и управление капиталом - это синонимы".

Другими словами, главные финансовые директора должны поступать при распределении ресурсов в целях управления рисками так же, как при размещении капитала для инвестиций. Каждая компания обладает ограниченным количеством подобных ресурсов. Поэтому целью управления рисками предприятия является определение требуемого количества ресурсов и наиболее оптимальное использование их.

Продолжение материала читайте в следующем номере еженедельника.

Продолжение в выпусках: #34

 

 

Реклама: