Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.

Предисловие

Цель этой книги - познакомить читателя с основными решениями в области оптимизации и развития бизнеса.

Автор исходил из следующих предпосылок:

  • практический интерес для руководителя представляют российские управленческие решения, принимаемые в контексте реального дела;
  • руководителю важно знать, что он может сделать сам для изменения ситуации;
  • конкретные рекомендации полезнее теоретических обоснований.

В книге нет публикуемых в каждом учебнике широко известных моделей, нет анализа и сопоставления сложных теорий. Все внимание уделено технологиям изменений, методам преодоления "узких мест", алгоритмам решения конкретных задач.

Материал, послуживший основой для книги, нарабатывался автором в течение нескольких лет в ходе консультационной практики и управленческой деятельности на высших руководящих постах коммерческих предприятий.

Абсолютное большинство предлагаемых подходов апробировано в реальных условиях. Лишь незначительная часть заимствована из чужого опыта, о чем имеются соответствующие ссылки.

Книга состоит из двух вступительных и трех основных разделов.

В разделе "Взгляд на современный бизнес" дается обзор особенностей российской ситуации, в которой приходится действовать руководителю.

В разделе "Взгляд на современное предприятие" анализируются отдельные вопросы управления и организации бизнеса.

Раздел "Для чего менять" посвящен разработке концепции изменений, способам сбора эксклюзивной информации.

В разделе "Что менять" рассматриваются проблемы оптимизации целей, стратегий, структуры и технологий предприятия, приводятся алгоритмы решения.

В разделе "Как менять" представлена стратегия и тактика внедрения изменений.

Книга предназначена для руководителей предприятий и подразделений, специалистов по организационному планированию, внутренних и внешних консультантов.

Взгляд на современный бизнес. Диссонанс теории и практики

Любой, кто серьезно занимается бизнесом, видит существенную разницу между теоретическими построениями учебников и пособий и реальной практикой ведения дел. Немногие руководители могут похвастаться, что удачно применили стандартную схему, и не у всех из них дела обстоят так хорошо, как они об этом говорят.

Среди причин диссонанса обычно называют следующие:

  • теория представляет собой идеальные модели, которые обобщают и систематизируют основные факторы деятельности, но не учитывают всех факторов;
  • теория всегда отстает от практики, поскольку основана на предыдущем опыте деятельности, а время меняет и технологии, и культуру, и политику;
  • теории управления разработаны для западного развитого рынка и определенного экономического уровня, в основном для предприятий, уже прошедших этапы выживания и экстенсивного роста.

Современный российский бизнес имеет достаточно мало общего с "классическим", описанным в доступной у нас американской переводной литературе. "Их" учебники по менеджменту пестрят примерами, где начинающие предприниматели, угадав моду рынка или максимально учитывая запросы потребителей, за 3-5 лет создавали фирмы, входящие в первую тысячу самых процветающих корпораций мира.

Если подобные фирмы и появились сегодня в России (за 7-8 лет перестройки), то они находятся глубоко в тени и о них неизвестно даже здесь, тем более - в мире.

Под бизнесом в "классике" понимается, прежде всего, производство, на которое, в принципе, и должна опираться экономика. Производство в России есть.

Заводы, которые при социализме ориентировались на плановую экономику и выпускали процентов на 50 неконкурентоспособную продукцию (благо, не с кем было конкурировать) и процентов на 45 - оборонную, в современную эпоху извилистого продвижения к рынку потеряли все ориентиры и почти не приобрели возможностей.

Исключением можно считать сырьевые отрасли, которые широко используют единственное конкурентное преимущество - демпинговые цены - для обработки зарубежных рынков. Причем и это относительное "процветание" обеспечивается задержкой далеко не высокой заработной платы и невыплатой налогов в бюджет.

Средний завод выглядит сегодня примерно таким образом:

  • оборудование устарело и в основном простаивает;
  • часть складов и офисных помещений сдана;
  • рабочих в 5-10 раз меньше, чем в "лучшие времена", причем основной контингент - предпенсионного возраста;
  • управленческий аппарат в 3-5 раз больше, чем несколько лет назад;
  • ремонт, переоборудование и строительство новых цехов помнят только "старожилы";
  • завод задолжал бюджету и своим работникам.

Чтобы картина не казалась столь пессимистичной, опишем завод из "высшей" категории:

  • выпускается продукция, которая пользуется спросом у конечного потребителя, готового платить деньги (если они есть);
  • "заморожены" только некоторые цеха, предпринимаются попытки установить (в ограниченных масштабах) новое оборудование (разумеется, в кредит);
  • зарплата и налоги выплачиваются почти регулярно;
  • товарообмен идет, в основном, по бартеру, хотя есть движение в сторону денежных расчетов. 

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #150, #151, #152, #153, #154, #155, #156, #157, #158, #159, #160, #161, #162, #163, #164, #166, #170, #167, #168, #169, #171, #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180, #181, #182, #186, #183, #184, #185, #187, #188, #189, #190, #191, #195, #192, #193, #194, #196, #200, #197, #198, #199, #202, #208, #210, #211, #213, #214, #209, #205, #207, #204, #206

 

 

Реклама: