Letyshops

Все до последнего гвоздя

Русс Банхэм

Начало в выпусках: #33

Значение риска

Первым шагом в процессе управления рисками служит определение всех рисков, угрожающих предприятию. Корпорация UGG и другие компании полагаются в этом на консультантов - разнообразные объединения, включая страховых брокеров, бухгалтерские фирмы "Большой Шестерки", консультантов по управлению рисками, инвестиционные банки и таких страховщиков и перестраховщиков, как American International Group и Swiss Re Group.

Определение количества потенциальных угроз основано на методике "значения риска" (value-at-risk), используемой, главным образом, банками для учета финансовых рисков. При анализе значения риска Willis Corroon применяет специализированное программное обеспечение, разработанное этой компанией совместно с чикагской фирмой Align Risk Analysis. Для вычисления количества рисков в каждой области, где для предприятия существуют какие-либо угрозы, применяется сложное компьютерное моделирование. Чтобы облегчить сравнение, каждый из рисков приводится к общему знаменателю (называемому единицей риска). Путем моделирования рисков по одиночке и в различных комбинациях компания может подобрать наиболее выгодный портфель рисков и выставить его затем на рынке.

"Допустим, к примеру, что у компании имеется валютный риск, в условиях которого она может либо заработать 10 млн. долл., либо потерять 10 млн., - говорит Карл Грот. - Если известно, что потеря 10 млн. долл. может произойти в 95% случаев или, другими словами, компания знает, что ее финансовые результаты будут не хуже, чем потеря 10 млн. в 95% случаев, то это и есть значение риска. На основе этого создается такая модель, что при управлении рисками становится понятно: негативный результат будет получен с вероятностью 95%. Совместно с компанией UGG мы проводили анализ значения для каждого из шести самых важных нестраховых рисков, а также для всех страховых рисков. Мы исследовали различные комбинации, чтобы определить, каким образом должна выглядеть программа в конечном итоге".

Как только корпоративные риски определены, их значение вычислено, а некоторые из них выбраны для передачи, они собираются в один пакет и выставляются на рынок. Страховая компания или компания-перестраховщик, например, AIG, Swiss Re или Zurich Insurance Group, способна возложить на себя весь комплект рисков. Инвестиционный банк мог бы покрыть соответствующие расходы путем выпуска страховых облигаций. Кроме того, риск можно разбить на слои таким образом, чтобы страховщик (или несколько страховщиков и перестраховщиков) взял бы на себя один или более слоев, а финансовому рынку досталось бы все остальное.

Результатом является снижение расходов, а также сглаживание колебаний доходов и потенциально более высокая акционерная стоимость. "Мы ожидаем экономии средств и получения дополнительных конкурентных преимуществ", - говорит Джордж Проск (George Prosk), казначей компании UGG. "Например, мы установили, что можем оставлять больше рисков у себя, вместо того, чтобы передавать их страховщикам или финансовому рынку".

Все прекрасно, но почему именно сейчас? "Компании становятся все более уязвимыми по отношению к глобальным событиям, финансовым ценовым рискам и изменению климата, - отвечает Питер Кокс. - Организации подвергаются большому давлению со стороны регулирующих органов, конкурентов, стремительного технологического прогресса, общественного мнения и вкусов клиентов. Эти и другие факторы увеличивают значение эффективного управления рисками, призванного сократить непостоянство доходов.

Первая фаза

Управление рисками предприятия представляет собой одно из последних проявлений тенденции сочетать различные риски и пожинать плоды, которые приносят компенсирующие позиции, повышение административной эффективности и снижение расходов. Первая фаза этого революционного движения началась около четырех лет назад. Несколько страховщиков, включая компании AIG, Swiss Re и XL Insurance с Бермудских островов, разработали многоцелевые страховые программы, которые объединили в один пакет различные корпоративные имущественные риски и включили их в единый страховой полис.

Union Carbide, акционированная химическая компания из Коннектикута с доходом, составившим в 1998 году 6 млрд. долл., была одной из первых, кто приобрел подобный полис. Фирма стала обладательницей трехгодичной многоцелевой программы, выполнение которой закончилось в июле прошлого года. Эта программа так понравилась Union Carbide, что компания продлила ее еще на два года, сэкономив 30% по сравнению со стоимостью первоначального пакета. "У нас имелось доверительное соглашение, по условиям которого, если мы были довольны уровнем потерь в первые три года, то при продлении программы могли бы аккумулировать выплаты по премиям, чтобы сократить издержки", - говорит Джон Вульф (John K. Wulff), главный финансовый директор и вице-президент фирмы Union Carbide.

Вторая фаза

Следующая фаза в эволюции управления рисками предприятия - управление совокупным риском - подразумевает включение финансовых рисков в единый многоцелевой полис. Модель совокупного риска вызвала огромный интерес и внимательно изучалась, однако покупатель на этом рынке пока один - компания Honeywell.

В середине 1997 года фирма Honeywell, производитель систем для автоматизации управления с доходом, составившим в 1998 году 8.4 млрд. долл., стала первой компанией, передавшей валютный риск страховой компании, а именно AIG. Валютные риски были интегрированы в то, что по существу явилось многоцелевой программой, составленной страховой брокерской фирмой J&H Marsh & McLennon из Нью-Йорка. "Мы стремились к значительному сокращению суммарных расходов на страхование рисков, а также к снижению административных затрат", - говорит Ларри Странхенер (Larry Stranghoener), главный финансовый директор и вице-президент компании Honeywell.

Минула только половина срока, определенного условиями полиса, однако компания рассматривает возможность расширения параметров. "Мы подумываем о присоединении к этому пакету других нетрадиционных рисков, например, процентного и погодного" - говорит Странхенер. "Мы также изучаем возможность добавления рисков валютных операций".

Займется ли компания Honeywell управлением рисками предприятия в полном объеме? "Мы движемся в этом направлении", - говорит Ларри Странхенер. "Мы считаем, что имеет смысл оценить с точки зрения управления рисками полный набор рисков нашей компании - не только случайные и финансовые, но и операционные и стратегические риски. Следующим логическим шагом станет поиск надежного способа уменьшения этих рисков. Еще слишком рано говорить, пойдем ли мы по такому пути, однако я думаю, что мы уже заслужили в этой области репутацию агрессивной и склонной к новаторству компании".

Феликс Клоуман (H. Felix Kloman), бывший консультант по управлению рисками из компании Tillinghast-Towers Perrin, настроен скептически. "Я не понимаю, почему фирма Honeywell хочет использовать именно страховую компанию, а не банк в качестве партнера по финансированию рисков, учитывая чрезвычайно высокое соотношение расходов и доходов и экономическую неустойчивость страховщиков", - говорит Феликс Клоуман, работающий в настоящее время редактором информационного бюллетеня "Управление рисками" (Risk Management Reports). "Я понимаю, что речь здесь идет о компании AIG, но даже у нее соотношение расходов и доходов не сопоставимо с аналогичными показателями финансовых организаций".

Решающий шаг

Компания Uinion Carbide несколько лучше подготовилась к решающему шагу. "У нас есть дочерняя страховая компания, которая по нашему заданию исследует возможности работы не только с традиционными, но также и с товарными, валютными и кредитными рисками", - говорит Ричард Инсерра (Richard Inserra), помощник казначея Union Carbide.

"Идея состоит в том, чтобы внедрить более последовательный подход к управлению рисками, - продолжает он. - Дочерняя компания должна обеспечить выполнение этой централизованной функции".

Компания Microsoft также строит планы привлечения своей дочерней страховой фирмы MS Risk к управлению широким спектром рисков. "Наши намерения заключаются в том, чтобы компания MS Risk собрала под одной крышей все виды деятельности, связанные с учетом рисков", - говорит Жан-Франсуа Хайц (Jean-Francois Heitz), казначей корпорации Microsoft. "Пока мы не пришли к этому, однако уже сейчас можем похвастаться значительным прогрессом в данной области".

Кроме того, корпорация Microsoft заинтересовалась управлением рисками предприятия и определила приблизительно 144 риска, которые угрожают предсказуемости доходов. Это длинный перечень, включающий гражданские беспорядки, потерю престижа торговой марки, проблему 2000 года и ценовые войны. Анализом и подсчетом этих рисков занимаются несколько групп внутри компании, сформированных из представителей различных подразделений. "Члены этих групп наделены достаточными полномочиями, чтобы к их мнению относились серьезно, но не имеют столь высокого ранга, чтобы участвовать в работе совета директоров", - говорит Жан-Франсуа Хайц.

"Через пять лет, - заявил Грег Маффи (Greg Maffei), главный финансовый директор корпорации Microsoft, - у нас появится полноценная команда, представляющая всю компанию. Задачей этого подразделения будет являться последовательная работа с различными рисками. Мы не в состоянии подсчитать все риски одинаковым образом. Однако компания, без сомнения, способна управлять большинством из них, установив некоторые фундаментальные приоритеты".

Как и корпорации UGG и Union Carbide, компания Microsoft хочет управлять своими рисками в целом. "В конечном итоге, если мы сочтем это необходимым, мы можем собрать в один пакет наши безнадежные риски и выставить их на рынке", - говорит Ричард Сэдлер (Richard Sadler), старший менеджер по управлению рисками компании Microsoft. "Еще слишком рано принимать подобное решение".

С другой стороны, корпорация UGG колеблется, остановившись в полушаге от того, чтобы войти в историю как одна из первых компаний, разработавших настоящую программу передачи рисков предприятия. "Мы убеждены, что это должно произойти в самом ближайшем будущем", - говорит Питер Кокс. "Не думаю, что кто-либо 10 лет назад мог себе представить, что мы будем в состоянии собрать все эти разнообразные риски в один портфель".

Посмотрим, что случится на финансовых и страховых рынках этой осенью!


Русс Банхэм является пишущим редактором CFO Journal.

Под общей крышей

Управление рисками предприятия охватывает все виды рисков, от самых прозаических до самых необычных. Вот десять примеров:

  • Неблагоприятные колебания товарных цен;
  • Выход из строя электронной системы обработки данных компании;
  • Перебои в сообщении с поставщиками и клиентами;
  • Нарушения, вызванные политическими изменениями;
  • Обстоятельства, препятствующие проведению стратегического планирования;
  • Изменения регулирующей политики, подрывающие условия ведения бизнеса;
  • Технологические изменения, препятствующие достижению поставленных стратегических целей;
  • Необеспечение должной ответственности (due diligence), вызванное слияниями и приобретениями;
  • Надежность партнеров в области финансовых хеджей;
  • Порча или заболевание сельскохозяйственных культур, наносящее ущерб количеству, качеству и рыночной стоимости партий зерна.

Источник: компания Willis Corroon Group

 

 

Реклама: