Letyshops

"ИТ СТРАТЕГИЯ: От компьютеризации - к интеллектуальному предприятию"

С. В. Пищиков
независимый консультант, piswik@online.ru

В поисках "своего" клиента

10 - 11 декабря в Vinogradovo Inn Hotel состоялась конференция "ИТ СТРАТЕГИЯ: От компьютеризации - к интеллектуальному предприятию".

Мероприятие началось с выступления Игоря Альтшулера, консультанта, члена Правления Ассоциации консультантов по управлению и развитию, на тему: "ИТ и управление бизнесом: взгляд с обеих сторон или долгий путь сближения".

В соответствии с названием доклада, Игорь рассматривал вопросы управления бизнесом со стороны заказчика и исполнителя, щедро делясь с участниками своим богатым опытом.

Судя по тезисам, материала было немало, и ведущий - главный редактор CRN Enterprise Partner/RE ("Корпоративные системы") Камилл Ахметов - даже усомнился, сможет ли спикер уложиться в отведенные регламентом 40 минут. Однако Игорь справился с этой непростой задачей, хотя докладывал, на наш взгляд, чересчур бегло. Остановимся на некоторых наиболее интересных моментах его выступления.

Как сообщил Альтшулер, для успешного внедрения ИТ необходимо, чтобы руководитель умел принимать эффективные управленческие решения, а на предприятии была проведена инвентаризация информационных потоков. Фирме необходимо выработать ИТ-стратегию и адаптировать к ней свою структуру.

Руководитель должен определиться, до какой степени ИТ-прозрачным он хочет видеть свое предприятие (структуры данных открыты и опубликованы, бизнес-процессы описаны и, по возможности, автоматизированы). Как правило, руководители российских компаний вовсе не жаждут полной открытости, зато приветствуют прозрачность "в одну сторону" - для себя. В любом случае, им следует знать, к чему стремиться.

Консультантам имеет смысл не "прогибаться" под заказчика, а искать "своего" клиента, которому они могут быть максимально полезны; "шлюзоваться" с коллегами и "не жадничать". Если консультант чувствует, что не в силах эффективно решить проблемы клиента, он может рекомендовать ему другого специалиста, воплощая в жизнь стратегию "выиграть вместе".

Особое внимание было уделено так называемому "волновому эффекту". Если директор не прислушивается к своим заместителям, не ценит их мнение, те, в свою очередь, будут точно так же относиться к своим подчиненным, а подчиненные - к клиентам компании. В итоге пострадает бизнес в целом.

Лейтмотивом доклада можно считать тезис: "Скорость важнее качества". Суть утверждения такова: главное - успевать за глобальными изменениями условий бизнеса, в противном случае автоматизация теряет смысл.

Продумывая маркетинг ИТ, полезно посмотреть на свои услуги глазами заказчиков и ответить на вопрос: почему им выгодно работать именно с нами? Сегментировать рынок, произвести "дифференциальную отстройку от конкурентов" (что встречается крайне редко).

В консалтинге понятие "свой клиент", как правило, определено нечетко. Поток информации потребителям должен уменьшаться за счет более ясного понимания их потребностей. Клиенту необходимо демонстрировать, в чем его выгода, каким образом и насколько он может выиграть.

Компании часто не имеют базы данных по методологии и ситуационным данным. А ведь это интеллектуальный потенциал фирмы, ее know-how. Ядро организации - ее информационно-аналитический центр, в котором должны накапливаться сведения о процессах, знаниях, методологии. Только тогда предприятие становится "интеллектуальным".

Если в компании сформировано такое ядро, воссоздание или тиражирование бизнеса становится чисто технической задачей.

Для интеллектуализации фирмы необходимо, в первую очередь, перейти от "коридорного" к письменному общению между сотрудниками. Это добавит персоналу работы и, скорее всего, будет принято им в штыки, но таковы неизбежные издержки автоматизации.

Еще один важный момент: отстаивать интересы ИТ в компании надо на самом высоком уровне, иначе невозможно достичь упомянутых целей.

Игорь завершил доклад глубокомысленным афоризмом: когда начинает дуть ветер перемен, кто-то строит преграды, а кто-то - ветряные мельницы.

Стратегия ИТ в историческом разрезе

Следующим слово взял Борис Лобзов из Accenture с симпатичной ретроспективой взглядов на стратегию ИТ с 80-х годов по сей день. Борис скромно заметил, что этот доклад он уже делал в США, где его выступление пользовалось успехом. Однако российская "публика" оказалась требовательнее: некоторые региональные представители отметили, что, отправляясь на конференцию, надеялись на работу в более практической плоскости.

После Лобзова своими соображениями по теме конференции поделился представитель MAG Consulting Микаэл Горский.

Импозантный оратор начал доклад, посвященный основным принципам успешного ведения ИТ-бизнеса, с серии новелл из истории древней Эфиопии. Суть выступления сводилась к преемственности общечеловеческих факторов успеха, что было достаточно интересно, в том числе и с исторической точки зрения.

Не приводя полного текста новелл, остановимся на поучительных выводах, которые, как подчеркнул докладчик, успешно применяются в работе MAG:

  • проявлять решительность;
  • всегда доводить дело до конца;
  • клиент должен получить выгоду как можно раньше;
  • результат требует затрат (чтобы получить прибыль завтра, надо вложиться в нее сегодня);
  • реализовать принцип Колесникова (заключается в том, что руководитель проекта внедрения неизбежно становится одним из первых лиц предприятия).

MAG Consulting предлагает решения на базе нескольких программных продуктов: от 1С до Axapta. Помощь в подборе системы, оптимальной для автоматизации бизнеса заказчика, - одна из услуг компании. Основным критерием выбора Горский назвал наличие успешных внедрений программного комплекса на предприятии, сходном по виду деятельности с фирмой-клиентом.

Представитель Marcet-Visio/EDC Сергей Македонский проанализировал ситуацию на рынке КИС, динамику этого рынка. Приведенная информация вселила оптимизм в представителей ИТ-компаний: рынок далеко не насыщен и активно растет (на 24% за этот год - в инсталляциях и на 36% - в денежном эквиваленте).

Доклад Македонского завершил "предобеденную" часть заседания. Все выступления сопровождались большим количеством вопросов и замечаний участников конференции. Многие обсуждавшиеся проблемы могут в дальнейшем стать предметом отдельных исследований.

Споры вокруг ITSM

После перерыва настал, вероятно, самый драматический момент конференции - панельная дискуссия Управление ИТ-сервисами (ITSM).

Суть ITSM: отдел ИТ не должен быть вспомогательным элементом, ответственным только за работу отдельных серверов, сетей и приложений, "где-то и как-то" применяющихся в компании. Он - полноправный участник бизнеса, поставщик ряда услуг для бизнес-подразделений, выступающих его клиентами.

Бизнес-подразделение формулирует требования к спектру услуг и их качеству, руководство компании определяет объем финансирования для выполнения этих требований, а отдел автоматизации поддерживает и развивает информационную инфраструктуру так, чтобы она могла обеспечить требуемую услугу с заданным качеством.

Главным апологетом ITSM выступил на конференции Илья Хает, представитель HP. Его концепция вызвала гнев некоторых представителей региональных предприятий. Один из них даже не смог усидеть на месте и совершал короткие перебежки между рядами. В процессе движения он успевал клеймить концепцию ITSM как детскую, а ее сторонников - как "детей неразумных".

Его менее подвижный полемический союзник определил "позицию регионов" следующим образом. Экономить на автоматизации глупо. Уже с 98-го года вопрос окупаемости отделов ИТ не ставится ("это поняли все"). Главное - чтобы производство работало, а за ценой мы не постоим. В качестве примера был приведен следующий драматический эпизод.

Сервер на заводе дал сбой. В течение нескольких часов система на базе R3 не работала. Состав с углем не был разгружен, отливки суточной нормы чугуна оказались бракованными и пошли на переплавку. Ущерб - огромен. "А вы говорите ITSM!", - закончил докладчик свою речь, поддержанную бурными аплодисментами его регионального сторонника.

Knowledge management & Workflow

После дискуссии участники конференции разошлись по секциям. Часть осталась обсуждать ERP, другие перебрались в соседний зал, чтобы поговорить о knowledge management и workflow. Мы, не без колебаний, отправились за последними, хотя продолжение споров вокруг систем планирования ресурсов сулило жаркие баталии между "крепкими губернскими умами" и молодыми реформаторами.

В рамках секции, посвященной документообороту, Константин Синюшин (Documentum) рассказал о системе Documentum. Как сообщил докладчик, продукт поддерживает репликацию, удаленный доступ, интеллектуальный поиск, имеет модуль управления проектами и возможность создания распределенной базы документов. Реализован коннектор с R3.

Представитель TOPS BI Альберт Бертяков поведал слушателям о корпоративных порталах, которые дают доступ ко всем информационным ресурсам предприятия. По мнению выступающего, в России на данный момент практически не существует корпоративных порталов, хотя сам модный термин часто используется в названиях сайтов, без малейших на то оснований.

Секцию закрывал Михаил Каничев из компании ПРОМТ, рассказавший о новых реализациях этого известного переводчика для корпоративной работы.

В конференции приняли участие около семидесяти человек, многие из которых представляли высшее управленческое звено производственных компаний. Все выступления вызвали интерес, а некоторые - даже взрыв эмоций. Заседание проходило в деловой неформальной обстановке и, как нам кажется, позволило взглянуть на ИТ-стратегию с разных сторон.

 

 

Реклама: