Letyshops

Ответственность консультанта

Петр А. Капустин
E-mail: hrg@oks.ru

Ответственность за рекомендации

Следует разделять результаты труда консультанта и результаты внедрения (использования) его рекомендаций на предприятии. Эти понятия часто смешивают. В результате возникают недоразумения и разногласия при обсуждении вопросов об ответственности и/или при определении влияния советов консультанта на предприятие: его деятельность, структуру, основные показатели и т. д.

Комментарий 1. Ответственность консультанта за обоснованность экспертных заключений, оценок и рекомендаций (с учетом поправки на специфику предметной области консультационного проекта).

Если консультант выполнил работу:

  • с использованием обоснованных приемов, способов, методов и инструментов, применяемых для решения задач данного уровня сложности;
  • с соблюдением стандартных требований к формированию экспертных и респондентских групп;
  • силами специалистов соответствующей квалификации;
  • с соблюдением требований к достоверности результатов,

то, скорее всего, глубина исследований и полученные результаты соответствуют ожидаемым (сформулированным в Техническом задании). Выдвинутые консультантом при постановке задачи гипотезы и предположения получили свое подтверждение, а заключения, оценки и рекомендации находятся в пределах допустимой погрешности.

Если консультант действовал, пренебрегая вышеперечисленными требованиями, то, очевидно, результаты исследований и рекомендации не отражают действительного положения. Недостатки устраняются силами и за счет консультанта в пределах договорных сумм с безусловным взысканием штрафных санкций, предусмотренных договором за некачественное или несвоевременное исполнение обязательств.

Ответственность за результат

Комментарий 2. Определение ответственности консультанта за достижение запланированных результатов.

Воспользуйтесь цепочкой шагов-задач:

  • четко опишите результат качественно и количественно;
  • определите критерии оценки результата;
  • сформируйте шкалу оценок;
  • определите минимально необходимый и максимально ожидаемый результаты;
  • определите причинно-следственную связь между действиями консультанта и фактически полученным результатом;
  • проанализируйте препятствия и ограничения, с которыми может столкнуться консультант в ходе работы, и устраните их.

Если вы ответили на все возникшие вопросы, то можете смело включать в договор на оказание консультационных услуг финансовую ответственность консультанта в виде скидки/надбавки в процентах от суммы вознаграждения пропорционально фактически полученному результату (80%, 110% и т. п.). Укажите максимальную и минимальную возможные суммы.

Связь между советом и результатом

Комментарий 3. Причинно-следственная связь между рекомендациями консультанта и результатами их внедрения на предприятии.

Обратимся к статье 736 Гражданского кодекса РФ "Предупреждение заказчика об условиях использования выполненной работы". Согласно этой статье, консультант при сдаче работ обязан сообщить предприятию о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного использования результатов его работы, а также о возможных последствиях несоблюдения этих требований (отказе от использования рекомендаций).

Предприятие, формируя Техническое задание, должно включить в него требование об анализе рисков, связанных с выполнением/невыполнением рекомендаций консультанта. С другой стороны, принимая решения, не совпадающие с этими рекомендациями, и имея предупреждение о соответствующих рисках, предприятие не может предъявлять претензии к консультанту при наступлении неблагоприятных последствий и неполучении ожидаемых результатов.

Рассмотрим ряд факторов, которые помогут определить степень ответственности консультанта, если внедрение его рекомендаций привело к неблагоприятным последствиям.

Используя оценочную шкалу от -4 до +4, определите степень соответствия предложенных ниже ситуаций вашим представлениям о том, как должны развиваться отношения между предприятием и приглашенным консультантом:

  • Предприятие привлекает консультанта на стадии когда:
все "плохо"

все "хорошо"

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Декларируемые цели бизнеса, цели приглашения консультанта, цели инноваций и изменений (реструктуризации):
отличаются от истинных

совпадают с истинными

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Предприятие привлекает консультанта для работы:
с последствиями проблем и ранее принятых решений

с истинными, глубинными причинами проблем

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Консультант работает:
с локальными задачами

с проблемой в целом

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Информация о возможностях и ограничениях предприятия, истинном положении дел (при условии соблюдения соглашений о безопасности и конфиденциальности):
дозирована и/или скрывается; контакты с "носителями проблем" не приветствуются

максимально открыта; запретных тем нет

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Проблему определяет и структурирует:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Приоритеты расставляет:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Способы решения проблем определяет:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Круг "носителей" проблем определяет:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Альтернативы определяет:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Решения, обязательные для исполнения, принимает:
предприятие

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Ресурсы и порядок их расходования назначает:
предприятие

совместно

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Предполагаемые риски развития бизнеса и неблагоприятные исходы реструктуризации без услуг консультанта:
больше

меньше

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

 

  • Выгоды и преимущества от решения проблемы получает:
предприятие

пропорционально принятым рискам

консультант

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

Сосчитайте полученные Вами баллы по всем 14 ситуациям. Используя Таблицу 1, можно оценить степень ответственности консультанта за неблагоприятные последствия, наступившие в результате внедрения компанией его рекомендаций.

Таблица 1.

БАЛЛЫ

СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНСУЛЬТАНТА

%%

-56 / -40

Очень низкая

1-18

-39 / -22

Низкая

19-32

-21 / -4

Ниже среднего

33-46

-3 / +14

Средняя

47-60

+15 / +32

Выше среднего

61-74

+33 / +49

Высокая

75-88

+50 / +56

Очень высокая

89-100

Связь вознаграждения с результатом

Комментарий 4. Связь вознаграждения консультанта (премия, бонус, проценты от экономического эффекта) с экономическим, социальным, организационным, управленческим и другими положительными результатами, полученными в результате внедрения его рекомендаций.

Определяя эффективность реструктуризации и связанный с этим размер дополнительного вознаграждения консультанта, можно руководствоваться ответами на следующие вопросы:

  • улучшились ли, и насколько (по сравнению с запланированными), количественные и качественные показатели, характеризующие экономическую составляющую предприятия;
  • улучшились ли, и на сколько (по сравнению с запланированными), количественные и качественные показатели, характеризующие социальную составляющую предприятия;
  • улучшились ли, и насколько (по сравнению с запланированными), количественные и качественные показатели, характеризующие организационную составляющую предприятия.

Оценка эффективности сотрудничества с консультантами (j) по сравнению с существующими показателями (i):

Eij = (Rj - Cj) - (Ri - Ci) = (Rj - Ri) + (Ci - Cj), при Eij > 0, где:

E - прямой и косвенный эффекты (экономического, организационного и социального характера);

Ri, Сi - результаты и затраты на начало реструктуризации предприятия и до сотрудничества с консультантом;

Rj, Сj - результаты и затраты на разработку и реализацию плана реструктуризации, включая затраты на консультанта.

 

 

Реклама: