Построить на предприятии эффективную стратегию ERM помогут приведенные ниже
рекомендации.
- Готовьтесь к будущему. Свонк предсказывает, что скоро отсутствие одних
видов страхования и уровень цен на другие будут тормозить управление
предпринимательскими рисками. Однако он ожидает, что компании воспользуются
затишьем. Они начнут встраивать концепцию ERM в свою организацию, собирая
финансовые данные, и потом, когда условия изменятся, воспользуются
предложениями более сговорчивого рынка.
Во многих компаниях «ERM продвигает финансовый директор, видя, что
эффективность метода помогает объединять взаимозависимые риски в целях
страхования, – говорит Свонк. – Когда рынок страхования смягчится, покупатели
будут более искушенными и ERM опять пойдет в гору».
- Проводите изменения постепенно. Свонк замечает, что многие компании,
имеющие опыт работы с ERM, должны менять управление рисками и страхованием
постепенно. Он ожидает, что в ближайшем будущем организации станут реже
начинать новые программы управления рисками предприятия, одновременно
приобретая полисы с целью покрыть широкий спектр серьезных не форс-мажорных
рисков. Вместо этого, многие компании, приступая к ERM, будут единовременно
класть в страховой портфель ограниченное число рисков.
- Разработайте основной процесс ERM. Прежде всего следует создать и в
дальнейшем поддерживать в компании единый комплексный процесс для оценки,
маркетинга риска, контроля над ним, а также обмена данными о риске. «Такой
процесс – движущая сила ERM, так как он обеспечивает слаженное применение всех
необходимых инструментов», – считает Майк Мак-Эндлесс (Mike McAndless),
директор по управлению риском в Agricore United Ltd. Например, говорит
Мак-Эндлесс, «чтобы обеспечить единство терминологии и одинаковое понимание
управления риском в разных частях компании, требуется вмешательство высшего
руководства».
Несколько лет назад компания United Grain Growers (UGG) разработала процесс
управления предпринимательскими рисками. Эти процедуры сыграли важнейшую роль в
ходе слияния компании с Agricore Ltd. и образования Agricore United – крупнейшей
в Канаде организации, занимающейся зерном и оказывающей услуги фермерам.
Для управления рисками при слиянии в 2001 г. объединенная компания создала
комитет по надзору за соблюдением соответствующих правил. Когда обе фирмы в
будущем году объединят операции, вполне возможно, что они станут выявлять риски,
критические для новой организации, с помощью процессов ERM, созданных бывшей
UGG. «Несмотря на перемены в компании, процесс менять нельзя, – говорит
Мак-Эндлесс. – Он должен стать своего рода якорем».
- Готовьте реалистичные планы. Ни ERM, ни разумная стратегия управления
риском не смогут устранить его полностью. В прошлом году из-за энергетического
кризиса в Калифорнии, трагедии 11 сентября и краха Enron фирма Duke Energy
оказалась в сложном положении. Однако она не пыталась с помощью управления
рисками избежать всех потерь. «Суть не в том, чтобы выйти из боя без единой
царапины, а в том, чтобы оценить все риски компании и управлять ими, – считает
Ричард Осборн (Richard Osborne), занимающийся управлением рисками в Duke
Energy. – Тогда легче будет определить, какой риск связан с возможностью
дохода».
«Бизнеса без риска не бывает, и тот, кто пытается исключить все опасности,
лишает себя многих возможностей, – говорит Раккер. Она утверждает, что ERM
поможет компаниям увидеть в риске шанс, а не препятствие. Например, риск
приватности можно считать не проблемой, а возможностью создавать и крепить
отношения с клиентами.
- Будьте готовы к любым неожиданностям. События 2001 г. показали, что
возможно все, и к этому надо готовиться. «Теперь мы обсуждаем самые разные
сценарии и ничего не исключаем, – говорит Осборн. – Проводим больше жестких
испытаний с иными, чем прежде, сочетаниями риска ».
- Не прекращайте работу. Самая распространенная ошибка компаний, касающаяся
ERM, состоит в том, что они относятся к нему, как к программе, которую,
однажды настроив, можно предоставить самой себе. «Процесс выявления
стратегических рисков должен быть непрерывным, а допущения необходимо
обновлять с учетом прошлых и текущих событий в компании», – говорит Раккер.
Каллиникос согласен с этим. «ERM – непрерывный процесс. Мы постоянно смотрим,
что наша компания делает и продает и какие это порождает риски», – отмечает он.
Так, управление предпринимательскими рисками становится комплексным
мероприятием: оценить риск, решить, оставить или устранить его, и информировать
руководство о степени его воздействия на компанию. «Мы хотим убедиться, что не
позволяем себе больше возможных опасностей, чем необходимо». |