Letyshops

Взгляд руководителя на управление через окно финансовой отчетности

Алексей Зайцев
директор консалтинговой компании Management Upgrade

Начало в выпусках: #196, #197

Алексей Зайцев - Ведущий консультант бизнес школы Уральского Золото-платинового института, Директор консалтинговой компании «Management Upgrade» г. Екатеринбург.

Казначей : отчет о движении денежных средств

Если в процессе своей деятельности предприятие испытывает недостаток денежных средств и последних всегда не хватает, то сам факт присутствия прибыли в финансовой отчетности может сбить с толку вот логика руководителя- казначея . Понимая всю важность расчетов прибыли за отчетный период, он знает, что на самом деле руководитель должен управлять не виртуальным финансовым результатом, а материальным денежным потоком.

По этой причине отчет о движении денежных средств является объектом его пристального внимания. Управленческая дилемма кому из контрагентов достанутся денежные средства, которые имеются сегодня в наличии на нашем расчетном счете занимает основное место в контуре организации финансового управления. Платежный календарь является наиболее популярным инструментом рабочего пространства, организованного себе казначеем .

В процессе распределения денежных потоков руководители компаний выделяют основные направления оттоков в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Несмотря на важность двух последних, большую часть времени казначей тратит на решение проблем в операционной сфере деятельности, являющейся основной для компании.

Денежные потоки распределяются по направлениям оттоков между внутренними и внешними кредиторами: поставщиками товаров (материалов); поставщиками услуг; государством; персоналом; собственниками.

Денежная наличность, которую генерируют активы компании в процессе основной деятельности, распределяется между теми, кто предоставил эти активы.

Настоящий казначей считает, что даже очень прибыльный бизнес способен принести физический убыток компании, поскольку любое хорошее начинание менеджеров может быть испорчено плохим или неадекватным финансированием.

О природе показателей

В международных стандартах определено два формата, в соответствии с которыми компании могут раскрывать в отчетности свои денежные потоки. Речь идет об отчетах о движении денежных средств прямым и косвенным методом. Несмотря на то, что стандарты рекомендуют отчетность, которая представляет денежные потоки в соответствии с прямым методом, в управленческой практике нашлось применение обоим форматам.

Прямой метод указания денежных потоков незаменим при подготовке бюджета движения денежных средств. Да и платежный календарь планирует именно «прямые» денежные потоки, то есть притоки денежных средств от реализации по видам деятельности и оттоки – выплаты в разрезе кредиторов.

Но вот косвенный метод подготовки отчета наиболее удобен, когда по окончании отчетного периода необходимо проанализировать причины отклонения денежного результата деятельности компании от прибыли, рассчитываемой бухгалтерами в соответствии с принципом начисления, то есть независимо от факта поступления и оплаты денежных средств.

Отчет о движении денежных средств косвенным методом готовят с периодичностью не чаще одного раза в месяц, и он незаменим, когда руководителю предстоит ответить на вопрос: в работе с какими активами и обязательствами кроются резервы сокращения дефицита денежных средств в следующем отчетном периоде.

«Ты видишь Пятую Гору? – спросил Илия. – С какой бы стороны ты на нее ни посмотрел, она будет казаться разной, хотя это все та же гора» (Пауло Коэльо).

Какой финансовый отчет использовать в качестве ведущей репрезентативной системы – вопрос, на первый взгляд, риторический. Любой отчет является всего лишь производной от фактической деятельности компании. Взгляд на проблемы в деятельности своего предприятия через призму того или иного финансового отчета, несомненно, повышает профессиональную осведомленность руководителя.

«Понимание» природы показателей финансовых отчетов дает дополнительные возможности в менеджменте и предъявляет повышенные требования к качеству принимаемых решений, влияющих на финансовое состояние компании. Именно поэтому технологии создания сбалансированного табло показателей для оценки деятельности – это то, что находится на повестке дня для ведущих российских компаний.

 

 

Реклама: