Letyshops

Дойти до точки... безубыточности

Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru

Начало в выпусках: #184, #185, #186

Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г.

Рычаги нам в руки

Достигнув точки безубыточности, можно начинать подсчитывать прибыль. При этом возникает следующий логичный вопрос: а на какие темпы ее роста мы можем рассчитывать? Их характеристику дает производственный рычаг (он же – производственный леверидж, он же – operating leverage).

Задача производственного рычага – показать, на сколько процентов вырастет прибыль предприятия при изменении выручки на 1%. Для его расчета используется формула:

Выручка – Переменные затраты
Производственный рычаг = -------------------------------------------------------
Выручка – Переменные затраты -Постоянные затраты (Прибыль)

В физике аналог производственного рычага – ускорение. Чем оно выше, тем быстрее мы наращиваем скорость и тем раньше добираемся до заветной цели. Аналогично, чем больше значение производственного рычага (чем выше рычаг), тем быстрее предприятие имеет возможность наращивать прибыль.

Величину производственного рычага определяет структура затрат – распределение сил между их переменными и постоянными составляющими. Чем больше доля постоянных затрат в общих расходах компании, тем выше производственный рычаг. Иными словами, предприятие с высоким производственным рычагом характеризуется тем, что в его расходах преобладает доля постоянных затрат, в отличие от переменных – у предприятия с низким производственным рычагом.

Гонки по вертикали

Чем же отличаются предприятия с высоким и низким производственным рычагом? Для ответа на этот вопрос выйдем на автотрассу.

Первое предприятие это гоночный Феррари . Буквально за несколько секунд машина уходит далеко вперед, давая своему пилоту реальный шанс завоевать победу. Однако такое ускорение серьезный риск для водителя, если на пути машины внезапно очутится бортик трибун.

Второе предприятие это Запорожец . За те несколько секунд, в течение которых Феррари улетел далеко вперед, нашему тихоходу удалось едва сдвинуться со стартовой линии. Печально, что претендовать на первенство в таком соседстве не приходится. Но на каждую печаль найдется и радость: если перед Запорожцем внезапно также окажется трибуна болельщиков, пилот отделается максимум синяком.

Таким образом, производственный рычаг это характеристика, с одной стороны, возможных темпов роста прибыли, а с другой рисков ее потери (само название рычаг напоминает, что это палка о двух концах). При одинаковом росте объемов продаж, предприятие с высоким рычагом (читаем с высокой долей постоянных затрат) будет наращивать прибыль более высокими темпами, чем предприятие с низким. Но при падении продаж первое будет терять прибыль быстрее.

К какому же рычагу стремиться: высокому или низкому? Какой автомобиль предпочесть: Феррари или Запорожец ? Согласитесь, что выбор во многом зависит от того, что впереди: светлая дорога или злополучные бортики. Если вероятность натыкаться на них высока, стоит предпочесть Запорожец . В этом случае задачей будет сохранить жизнь пилота. Если же мы уверены, что удержимся на трассе, наш выбор Феррари , а задача максимально разогнаться и быстрее добраться до победы.

Для предприятия светлая дорога или борт это рост или сокращение объемов продаж. При неблагоприятной рыночной обстановке, грозящей их снижением, более выгоден низкий производственный рычаг (то есть низкая доля постоянных затрат). При падении объемов продаж необходимо решать задачу минимизации потерь прибыли. Наоборот, при благоприятной рыночной конъюнктуре росте объемов реализации выгоднее высокий рычаг (читаем высокая доля постоянных, низкая доля переменных затрат).

Производственный рычаг нашего подопытного предприятия (2600 1560)/(2600 2560 800)=4,3. Это значит, что на каждый 1% изменения выручки прибыль меняется на 4,3% (это в 4,3 раза больше!). Если в обозримом будущем предполагается рост продаж, ситуация завидная. Если же грядет их спад, стоит призадуматься и начать искать возможности по снижению рычага.

Здесь доложим, там подтянем

Вполне естественно желание не только считать значения различных рычагов, быть просто наблюдателем, но и управлять ими – вершить судьбу своей компании. Звучное «управлять производственным рычагом» на практике означает изменять доли постоянных и переменных затрат в зависимости от прогнозов объема продаж. Сразу же возникает возражение (по меньшей мере вопрос): как можно одни и те же затраты переводить из переменных в постоянные и наоборот?

Производя автомобили, мы при всем желании не сможем переменные затраты на металл корпуса, двигатель, колеса сделать постоянными. Каждый автомобиль будет неизменно требовать свой комплект. В то же время затраты на освещение, отопление и ремонт помещений сложно перевести в ранг переменных (представьте ситуацию: сегодня продали меньше – отключаем батареи, перевыполнили план – призовое повышение температуры до уровня сауны).

Несмотря на эти объективные ограничения, у предприятий есть достаточно возможностей для изменения величин и удельного веса переменных и постоянных затрат. Рассмотрим некоторые из них.

Вернемся на наше предприятие, у которого в ближайшее время прогнозируется падение объемов продаж на 20%.

  Данные за последний отчетный период Данные при прогнозном падении продаж на 20%
Общая выручка от реализации, рублей в месяц 2600 2080 (2600*80%)
Общие переменные затраты, рублей в месяц 1560 1248 (1560*80%)
Постоянные затраты, рублей в месяц 800 800
В том числе заработная плата АУП, рублей в месяц 100 100
Прибыль, рублей в месяц 240 32

При уменьшении выручки на 20% падение прибыли угрожающее – на 86% (вот оно, действие производственного рычага – 20%*4,3=86%). Нужны оперативные меры по «замедлению» падения прибыли – смягчению действия злополучного рычага.

Продолжение в выпусках: #188

 

 

Реклама: