Letyshops

Дойти до точки... безубыточности

Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru
Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г.
Стратегические мысли о тактике | Предел мечтаний – нижний | Определяем выручку

Получить прибыль – значит продать столько товара, чтобы покрыть все затраты на его производство и после этого иметь некий остаток. Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: «Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?». Пессимист будет более осторожным, интересуясь: «Сколько нужно продать, чтобы не прогореть и свести концы с концами?».

Все эти вопросы сходятся в одной точке – определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, а выше которого – зарабатывать. Минимально допустимая величина, которая покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков, получила название точки безубыточности (она же – точка равновесия или break-event point).

Таким образом, в разговоре о точке безубыточности речь идет об объеме продаж, а не о знаке препинания, который в совокупности с другой точкой и запятой дает небезызвестную «кривую рожицу». Тем не менее, если точка безубыточности не достигнута, финансовое положение компании с полной уверенностью можно назвать именно «кривым».

Как только мы «дошли до точки» безубыточности, имеет смысл начинать считать, какую прибыль заработает наше предприятие. Выше этой точки каждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает точки безубыточности, можно заняться только одним подсчетом: как долго еще протянет контора до банкротства (законы экономики неумолимы: раз предприятие убыточно, то оно не жилец).

Точка безубыточности (BEP) определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательное условие расчетов – разделение затрат на переменные и постоянные.

Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные – не зависят об объемов производства (затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).

Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется следующей формулой:

Постоянные затраты
BEP (в денежном выражении) = ------------------------------------------- * Выручка от реализации
(Выручка от реализации – Переменные затраты)

Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). BEP будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: