Letyshops

Дойти до точки... безубыточности

Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru

Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г.

Стратегические мысли о тактике

Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Последний справедливо связывают с ростом объемов продаж.

Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув которого, можно сказать: Больше не надо . По мере развития компании ее аппетиты растут: сначала осваиваем родной регион, потом соседние, далее всю страну до самых до окраин, и наконец выходим (дай Бог!) на мировые рынки.

На каждом из этих этапов возникает логичное стремление как можно больше продать и получить максимальную прибыль. Однако для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный их объем необходим для безубыточной деятельности.

Предел мечтаний – нижний

Получить прибыль – значит продать столько товара, чтобы покрыть все затраты на его производство и после этого иметь некий остаток. Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: «Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?». Пессимист будет более осторожным, интересуясь: «Сколько нужно продать, чтобы не прогореть и свести концы с концами?».

Все эти вопросы сходятся в одной точке – определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, а выше которого – зарабатывать. Минимально допустимая величина, которая покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков, получила название точки безубыточности (она же – точка равновесия или break-event point).

Таким образом, в разговоре о точке безубыточности речь идет об объеме продаж, а не о знаке препинания, который в совокупности с другой точкой и запятой дает небезызвестную «кривую рожицу». Тем не менее, если точка безубыточности не достигнута, финансовое положение компании с полной уверенностью можно назвать именно «кривым».

Как только мы «дошли до точки» безубыточности, имеет смысл начинать считать, какую прибыль заработает наше предприятие. Выше этой точки каждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает точки безубыточности, можно заняться только одним подсчетом: как долго еще протянет контора до банкротства (законы экономики неумолимы: раз предприятие убыточно, то оно не жилец).

Точка безубыточности (BEP) определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательное условие расчетов – разделение затрат на переменные и постоянные.

Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные – не зависят об объемов производства (затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).

Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется следующей формулой:

Постоянные затраты
BEP (в денежном выражении) = ------------------------------------------- * Выручка от реализации
(Выручка от реализации – Переменные затраты)

Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). BEP будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Определяем выручку

Статья «Куда завезут темные лошадки» («The Chief» N 4, декабрь 2001) познакомила нас с компанией, которая всерьез решила разобраться в своих финансах. Первым шагом этой работы стал анализ затрат. Сегодня на повестке дня объемы продаж и прибыль. Какую минимальную выручку должна иметь компания, чтобы покрывать текущие затраты?

Цены/Объемы производства А В С ИТОГО
Объем реализации, руб./месяц 1500 500 600 2600
Переменные затраты на весь объем реализации, руб./месяц 900 280 380 1560
Накладные расходы, руб./месяц 800 800
Прибыль, руб./месяц   240

Безубыточный объем реализации – это 800/(2600-1560)*2600 = 2000 руб. в месяц. Фактический объем продаж, составляющий 2600 руб./мес., превышает точку безубыточности (что похвально).

Собственно говоря, BEP – чуть ли ни единственный показатель, о котором можно сказать: чем ниже он, тем лучше. Это и понятно. Чем ниже пропускной балл, тем больше вероятность стать студентом. Чем меньше нужно продавать, чтобы начать получать прибыль, – тем меньше вероятность обанкротиться (и проще разбогатеть – это для оптимистов).

Продолжение в выпусках: #185, #186, #187, #188

 

 

Реклама: