Letyshops

Важность проектирования при разработке сайта

Тема проектирования достаточно обширна, многогранна и имеет много ракурсов рассмотрения, раскрыть которые не представляется возможным в рамках одной статьи. Ниже изложим один из проверенных на собственном опыте подходов к теме проектирования сайтов.

Проектирование является одним из самых важных и ответственных этапов создания сайта. В рамках проектирования происходит проработка таких важных аспектов, как:

  • Целей проекта – Для достижения каких целей разрабатывается сайт.
  • Пути достижения этих целей – Как будет выглядеть сайт, как он будет работать.

О пользе проектирования

Вот три момента почему сайт всегда нужно проектировать:

  1. Точности и определенность. Точная формулировка стоящих целей и задач, определение целевой аудитории сайта и её потребностей, моделирование взаимодействия посетителей с сайтом – является существенным гарантом того, что на следующих этапах разработки будет создан именно тот сайт, который ожидает получить клиент.
  2. Экономия. Выполняя проектирование сайта, вы экономите время и деньги. Поменять схему взаимодействия пользователей с сайтом или расположение блоков существенно проще и быстрее на этапе проектирования, изменив несколько диаграмм и текстов. Внести аналогичные изменения наполовину выполненный проект на этапе дизайна или верстки будет стоить существенно сложнее. Исправления же на этапе программирования обернется неприемлемыми для проекта потерями, как в части денег и времени, так и (что не менее важно) удовлетворенности клиента.
  3. Завершенность работы. Завершенность и самодостаточность является еще одной ценностной составляющей проектного задания. Профессионально разработанное проектное задание предоставляет клиенту свободу создавать дальше сайт силами внутренней команды, привлечь другую команду, которая по его мнению обладает какими-то преимуществами в части программирования или же продолжить сотрудничество с вашей командой. Само наличие такой свободы повышает удовлетворенность клиента, существенно понижая риски проекта для него.

Вышеозначенная польза от проектирования применима не только к крупным проектам информационных порталов, но и простым проектам сайтов одностраничников. В последнем случае сам документ будет существенно менее объемен, но один-два потраченных на него дня вернутся сторицей. Исключением являются микро-проекты с бюджетом 10-20 тысяч рублей (тут такая работа просто уже экономически нецелесообразна.

Как проектировать сайт

В проектировании можно выделить четыре основные фазы:

  1. Целеполагание
  2. Анализ контекста
  3. Разработка концепции
  4. Моделирование

Целеполагание

Итогом проработки данной фазы становится четкое понимание зачем разрабатывается сайт и каких результатов планируем достичь. Выполнение работ на всех последующих этапах проекта, будь то моделирование, разработка интерфейсов, добавления/изменение функций, строится с ориентиром на сформулированные и формализованные цели. И именно проработка этих целей делает возможным объективно оценить успешность проекта.

Первый подход целеполаганию был сделан при разработке видения проекта. В рамках же проектирования обозначенные цели раскрываются, подробно детализируются и описываются. Кроме этого формализуются задачи с сайта, обеспечивающие достижение каждой из этих целей.

Анализ контекста

Можно выделить две основные причины выполнить работу по анализу контекста:

  • Анализ контекста сайта проводится для более четкого понимания целевой аудитории проекта. С ориентацией на конкретную целевую аудиторию в дальнейшем строится позиционирование, определяется на каком языке сайт будет говорить с ЦА и какая информация будет на нем представляться, чем он будет выгодно отличаться от конкурентов.
  • Выполнение этой работы позволяет команде проекта глубже погрузиться в тему; включает какие-то внутренние механизмы, раскрывающие творческие возможности, и позволяющие видеть неочевидные на первый взгляд решения, и совершать верный выбор в их принятии.

Конечно, основная задача, решаемая при выполнении анализа контекста задача - это расширение понимания целевой аудитории сайта:

  • Потребности аудитории: что важно, что опционально, что желательно, а что вредно при любых обстоятельствах.
  • Стиль коммуникации с аудиторией: на каком языке с ней общаться и какие слова использовать, обращаться на «вы» или на «ты», нужен ли профессиональный сленг и какой, или лучше придерживаться упрощенного изложения,

Источники данных для анализа контекста

Прежде всего данные для контекста нужно получить у клиента. Это его бизнес и он, очевидно знает его лучше вас. Получите всю информацию, которую клиент в состоянии предоставить:

  • Целевая аудитория и её потребности
  • Характеристика области и ее тенденции
  • Конкуренты и их деятельность
  • Законодательные или иные ограничения
  • Любой опыт аналогичных проектов

Далее следует самостоятельно собрать и обобщить дополнительные данные. Выделим два основных подхода к выполнению:

  • Исследование доступных источников информации — библиотеки, публикации, пресса, специализированные информационные площадки, т.д.
  • Интервью с ключевыми участниками разрабатываемого ресурса — посетителями, экспертами.

Несмотря на то, что самостоятельно выполненные работы по анализу контекста не сравнятся с маркетинговыми исследованиями, выполненными специализированным агенством, есть как минимум три причины такую работу выполнить:

  1. Любой самостоятельно выполненный анализ даст полезную информацию, пусть и в меньшем объёме, нежели профессиональное исследование.
  2. При отсутствии данных о контексте шанс сделать сайт, отвечающий интересам целевой, аудитории мало отличается от нуля.
  3. Анализ контекста помогает всегда и во всех проектах. Сама работа по анализу глубже погружает команду в контекст проекта, что открывает способности подсознательно улавливать что-то важное и полезное, и оборачивается более качественными и проработанными ответами на вопросы.

Создание концепции сайта

Как и в части целеполагания, первый подход к разработке концепции сайта был выполнен в рамках формирования видения. В рамках же проектирования производится более глубокая проработка концепции и декомпозиция основных принципов с учетом новой и уточненной информации (формализованных целей и результатов работы по анализу контекста)

Концепция - основные идеи и возможности, заложенные в проект:

  1. Что планируется сделать — общая идея
  2. Для кого это будет делаться - целевая аудитория
  3. Как сайт будет работать и какую информацию содержать
  4. Как сайт будет монетизироваться (если это входит в периметр проекта)
  5. Приниципы позиционирования
  6. Отличительные особенности (отличия от конкурентов)
  7. Принципы развития сайта после запуска.

Как и видение концепции помогает синхронизировать точки зрения на проект и задать направление дальнейшему проектированию.

Моделирование сайта

В рамках моделирования создается модель сайта, содержащая следующие блоки:

  • функциональные возможности
  • информационная структура
  • Схема разделов

Функциональные возможности

В разделе функциональных возможностей описывается функциональность, которую предоставляет сайт посетителям, например:

  • выкладывать, группировать и комментировать фотографии (социальная сеть)
  • заказывать и оплачивать товар (интернет-магазин)
  • т.д.

По описанию функциональных возможностей и задач сделаем два замеяания

  • Функциональность является инструментом для решения какой-то задачи. Поэтому если есть возможность, не предназначенная ни для одной из задач, то возможно она лишняя.
  • Задачи в проектном задании следует описывать на достаточно высоком уровне абстракции, т.к. детализироваться они будут на следующих этапах проекта (ТЗ на программирование).

Информационная структура

В разделе информационной структуры отражается обобщенная схема, иллюстрирующая разделы из которых состоит сайт, решаемые ими задачи, а также схема навигации по сайту посетителей.

Схема разделов

В разделе схемы разделов производится декомпозиция и детальное описание обобщенной схема информационной структуры, отражающая навигацию по разделу, связи и переходы между подразделами.

Схема раздела описывает для каждого раздела следующие основные элементы:

  • Задачи — какие из ранее поставленных задач решает раздел. Например, раздел «Фотографии» в социальной сети решает задачу обмена информацией между друзьями и последующего общения;
  • Сообщения — это в буквальном смысле послание, которые раздел или подраздел сообщает посетителю. Например, приветствия «Добро пожаловать на официальный сайт компании «Вега». Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся типы сообщений: рекламные, имиджевые, призывы к действию и уведомления.
  • Функциональные элементы — элементы сайта, предоставляющие возможность посетителю выполнить определенной действие. Например, окно ввода сообщения, кнопка для ввода сообщения, выпадающий список для выбора раздела, т.д.
  • Поведение посетителя — варианты предположений о том, что посетитель сайта может или должен сделать после изучения раздела или отдельных его частей.

Резюме

Подводя итог сформулируем следующие рекомендации:

  1. Выполняйте проектирование для проектов любой сложности. Если никогда этого не делали, то самое время начать.
  2. Проектирование экономит время и деньги, повышает успешность проекта.
  3. Проектирование — это, точная постановка задачи, следующий за ней анализ, концептуальное и информационное моделирование.

 

 

 

Реклама: