Важность проектирования при разработке сайта
Тема проектирования достаточно обширна, многогранна и имеет много ракурсов рассмотрения, раскрыть которые не представляется возможным в рамках одной статьи. Ниже изложим один из проверенных на собственном опыте подходов к теме проектирования сайтов.
Проектирование является одним из самых важных и ответственных этапов создания сайта. В рамках проектирования происходит проработка таких важных аспектов, как:
- Целей проекта – Для достижения каких целей разрабатывается сайт.
- Пути достижения этих целей – Как будет выглядеть сайт, как он будет работать.
О пользе проектирования
Вот три момента почему сайт всегда нужно проектировать:
- Точности и определенность. Точная формулировка стоящих целей и задач, определение целевой аудитории сайта и её потребностей, моделирование взаимодействия посетителей с сайтом – является существенным гарантом того, что на следующих этапах разработки будет создан именно тот сайт, который ожидает получить клиент.
- Экономия. Выполняя проектирование сайта, вы экономите время и деньги. Поменять схему взаимодействия пользователей с сайтом или расположение блоков существенно проще и быстрее на этапе проектирования, изменив несколько диаграмм и текстов. Внести аналогичные изменения наполовину выполненный проект на этапе дизайна или верстки будет стоить существенно сложнее. Исправления же на этапе программирования обернется неприемлемыми для проекта потерями, как в части денег и времени, так и (что не менее важно) удовлетворенности клиента.
- Завершенность работы. Завершенность и самодостаточность является еще одной ценностной составляющей проектного задания. Профессионально разработанное проектное задание предоставляет клиенту свободу создавать дальше сайт силами внутренней команды, привлечь другую команду, которая по его мнению обладает какими-то преимуществами в части программирования или же продолжить сотрудничество с вашей командой. Само наличие такой свободы повышает удовлетворенность клиента, существенно понижая риски проекта для него.
Вышеозначенная польза от проектирования применима не только к крупным проектам информационных порталов, но и простым проектам сайтов одностраничников. В последнем случае сам документ будет существенно менее объемен, но один-два потраченных на него дня вернутся сторицей. Исключением являются микро-проекты с бюджетом 10-20 тысяч рублей (тут такая работа просто уже экономически нецелесообразна.
Как проектировать сайт
В проектировании можно выделить четыре основные фазы:
- Целеполагание
- Анализ контекста
- Разработка концепции
- Моделирование
Целеполагание
Итогом проработки данной фазы становится четкое понимание зачем разрабатывается сайт и каких результатов планируем достичь. Выполнение работ на всех последующих этапах проекта, будь то моделирование, разработка интерфейсов, добавления/изменение функций, строится с ориентиром на сформулированные и формализованные цели. И именно проработка этих целей делает возможным объективно оценить успешность проекта.
Первый подход целеполаганию был сделан при разработке видения проекта. В рамках же проектирования обозначенные цели раскрываются, подробно детализируются и описываются. Кроме этого формализуются задачи с сайта, обеспечивающие достижение каждой из этих целей.
Анализ контекста
Можно выделить две основные причины выполнить работу по анализу контекста:
- Анализ контекста сайта проводится для более четкого понимания целевой аудитории проекта. С ориентацией на конкретную целевую аудиторию в дальнейшем строится позиционирование, определяется на каком языке сайт будет говорить с ЦА и какая информация будет на нем представляться, чем он будет выгодно отличаться от конкурентов.
- Выполнение этой работы позволяет команде проекта глубже погрузиться в тему; включает какие-то внутренние механизмы, раскрывающие творческие возможности, и позволяющие видеть неочевидные на первый взгляд решения, и совершать верный выбор в их принятии.
Конечно, основная задача, решаемая при выполнении анализа контекста задача - это расширение понимания целевой аудитории сайта:
- Потребности аудитории: что важно, что опционально, что желательно, а что вредно при любых обстоятельствах.
- Стиль коммуникации с аудиторией: на каком языке с ней общаться и какие слова использовать, обращаться на «вы» или на «ты», нужен ли профессиональный сленг и какой, или лучше придерживаться упрощенного изложения,
Источники данных для анализа контекста
Прежде всего данные для контекста нужно получить у клиента. Это его бизнес и он, очевидно знает его лучше вас. Получите всю информацию, которую клиент в состоянии предоставить:
- Целевая аудитория и её потребности
- Характеристика области и ее тенденции
- Конкуренты и их деятельность
- Законодательные или иные ограничения
- Любой опыт аналогичных проектов
Далее следует самостоятельно собрать и обобщить дополнительные данные. Выделим два основных подхода к выполнению:
- Исследование доступных источников информации — библиотеки, публикации, пресса, специализированные информационные площадки, т.д.
- Интервью с ключевыми участниками разрабатываемого ресурса — посетителями, экспертами.
Несмотря на то, что самостоятельно выполненные работы по анализу контекста не сравнятся с маркетинговыми исследованиями, выполненными специализированным агенством, есть как минимум три причины такую работу выполнить:
- Любой самостоятельно выполненный анализ даст полезную информацию, пусть и в меньшем объёме, нежели профессиональное исследование.
- При отсутствии данных о контексте шанс сделать сайт, отвечающий интересам целевой, аудитории мало отличается от нуля.
- Анализ контекста помогает всегда и во всех проектах. Сама работа по анализу глубже погружает команду в контекст проекта, что открывает способности подсознательно улавливать что-то важное и полезное, и оборачивается более качественными и проработанными ответами на вопросы.
Создание концепции сайта
Как и в части целеполагания, первый подход к разработке концепции сайта был выполнен в рамках формирования видения. В рамках же проектирования производится более глубокая проработка концепции и декомпозиция основных принципов с учетом новой и уточненной информации (формализованных целей и результатов работы по анализу контекста)
Концепция - основные идеи и возможности, заложенные в проект:
- Что планируется сделать — общая идея
- Для кого это будет делаться - целевая аудитория
- Как сайт будет работать и какую информацию содержать
- Как сайт будет монетизироваться (если это входит в периметр проекта)
- Приниципы позиционирования
- Отличительные особенности (отличия от конкурентов)
- Принципы развития сайта после запуска.
Как и видение концепции помогает синхронизировать точки зрения на проект и задать направление дальнейшему проектированию.
Моделирование сайта
В рамках моделирования создается модель сайта, содержащая следующие блоки:
- функциональные возможности
- информационная структура
- Схема разделов
Функциональные возможности
В разделе функциональных возможностей описывается функциональность, которую предоставляет сайт посетителям, например:
- выкладывать, группировать и комментировать фотографии (социальная сеть)
- заказывать и оплачивать товар (интернет-магазин)
- т.д.
По описанию функциональных возможностей и задач сделаем два замеяания
- Функциональность является инструментом для решения какой-то задачи. Поэтому если есть возможность, не предназначенная ни для одной из задач, то возможно она лишняя.
- Задачи в проектном задании следует описывать на достаточно высоком уровне абстракции, т.к. детализироваться они будут на следующих этапах проекта (ТЗ на программирование).
Информационная структура
В разделе информационной структуры отражается обобщенная схема, иллюстрирующая разделы из которых состоит сайт, решаемые ими задачи, а также схема навигации по сайту посетителей.
Схема разделов
В разделе схемы разделов производится декомпозиция и детальное описание обобщенной схема информационной структуры, отражающая навигацию по разделу, связи и переходы между подразделами.
Схема раздела описывает для каждого раздела следующие основные элементы:
- Задачи — какие из ранее поставленных задач решает раздел. Например, раздел «Фотографии» в социальной сети решает задачу обмена информацией между друзьями и последующего общения;
- Сообщения — это в буквальном смысле послание, которые раздел или подраздел сообщает посетителю. Например, приветствия «Добро пожаловать на официальный сайт компании «Вега». Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся типы сообщений: рекламные, имиджевые, призывы к действию и уведомления.
- Функциональные элементы — элементы сайта, предоставляющие возможность посетителю выполнить определенной действие. Например, окно ввода сообщения, кнопка для ввода сообщения, выпадающий список для выбора раздела, т.д.
- Поведение посетителя — варианты предположений о том, что посетитель сайта может или должен сделать после изучения раздела или отдельных его частей.
Резюме
Подводя итог сформулируем следующие рекомендации:
- Выполняйте проектирование для проектов любой сложности. Если никогда этого не делали, то самое время начать.
- Проектирование экономит время и деньги, повышает успешность проекта.
- Проектирование — это, точная постановка задачи, следующий за ней анализ, концептуальное и информационное моделирование.