Letyshops

Человеческое лицо новой экономики

Собственники человеческого капитала

Говорить о чем-то новом, не обращаясь к истории, не принято. Поэтому вспомним период индустриального общества, когда работа с персоналом никакими изысками не отличалась: любого работника могли запросто уволить или переместить на другую должность по причине «экономической целесообразности». Внедрение новых технологий (производственных, управленческих и т.д.) происходило без оглядки на отношение к ним со стороны работников. Так было повсеместно: от мелкого магазинчика до крупной корпорации. Политика управления персоналом ограничивалась принятием на работу  и увольнением, выплатой заработной платы, контролем безопасности труда. Мотивационные, ценностные, смысловые факторы находились на задворках управления персоналом. Если это вообще можно назвать управлением.

Япония – первая страна, где стали учитывать личностные, деловые и профессиональные качества персонала, кардинально изменив традиционные методы управления. Так появилось не только понятие «менеджмент с человеческим лицом», а качественно иное понимание, каким должен быть современный менеджмент. Чего в результате этого добилась Япония и другие страны Юго-Восточной Азии и в каких отраслях знают все. Именно люди (так называемые неосязаемые активы), а не природные богатства определили небывалый успех этих стран. Постепенно «прозревал» и американский менеджмент (США, Канада). Приходило понимание необходимости включения человеческого фактора в общую систему управления и открытия для сотрудников информации о стратегических планах компании, потребности в развитии творческих способностей работников и их самореализации, важности участия рядовых сотрудников в принятии решений и формировании политики компании. Если бы не это прозрение, неизвестно выжили бы в свое время Apple, Xerox или Chrysler. И когда сегодня некоторые удивляются тому, откуда IBM удалось выплатить владельцам обыкновенных акций ежеквартальные дивиденды за 2003 год в размере $16 на каждую акцию, то те, кто не удивляется, в один голос говорят, что причиной такого успеха являются люди, работающие в IBM. И в качестве доказательства предлагают обратить внимание на внутреннюю организацию работы компании, грамотность управления, компетентность менеджмента, размер заработной платы сотрудников и т.д.

Новая экономика требует новой психологии не только от работодателя, но и от сотрудников. «Сегодня практически все работодатели при определении обязательных качеств своих сотрудников называют умение работать в команде, умение ориентироваться на бизнес-рынках, понимание необходимости продолжения образования независимо от места на карьерной лестнице, умение работать с информацией, готовность переквалифицироваться при изменении стратегии развития компании или появлении кардинально новых технологических решений, умение принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор. Самоменеджмент, информационные и коммуникативные навыки – это ключевые компетенции востребованного сотрудника. И здесь не важно, на какую должность будет рассматриваться кандидат, и в каком сегменте рынка работает компания», – делится своими наблюдениями Павел Кадров, консультант по направлению IT/Telecom компании «Империя кадров».

В мире все подвижно и нестабильно. Ресурсы любой компании также подвижны, но человеческие ресурсы в отличие от других – финансовых, материальных, сырьевых – самые подвижные. Эти ресурсы в лице наемных работников могут взять и отказаться от условий, на которых их привлекают, если они не соответствуют требованиям прозрачности организации и четкого понимания ее стратегии. Эти ресурсы могут вести переговоры об уровне оплаты труда, повышать квалификацию, увольняться по собственному желанию и переходить на другое место работы. Эти ресурсы могут даже бастовать. Именно поэтому в последнее время происходит явное изменение в отношении к персоналу: из наемной рабочей силы он перешел в новую категорию – человеческий капитал. Компании осознают, что ценность человеческого капитала, в сравнении с другими формами, несоизмеримо больше. Вложенный в персонал один рубль (доллар, евро) приносит как минимум один рубль (доллар, евро) прибыли. Все зависит от того, как и в кого вкладывать.

Некоторые современные аналитики пошли дальше и переименовали человеческий капитал в интеллектуальный, сравнив его с «топливом новой экономики». Людей, обладающих таким капиталом, назвали «золотыми воротничками». Если белые и синие воротнички получили свои названия на основе внешних атрибутов, то здесь имеется в виду, что знания и способности таких людей озолотят компании, в которых они работают. Единственное «но», золотых воротничков мало, а на рынке труда в качестве свободного персонала их вообще единицы. Потребность же в них постоянно растет, а вот потребность в неквалифицированном персонале с такой же скоростью падает, что провоцирует наряду с другими причинами стабильный рост безработицы.

Каким специалистам сегодня легче всего найти работу?
Недвижимость Менеджеры по продажам Маркетологи
IT Специалисты по внедрению ERP- и CRM-систем
Специалисты по информационной безопасности
Фармацевтика Менеджеры по продажам
FMCG Специалисты в области франчайзинга
Финансовый и банковский сектор Инвестиционные аналитики
Постановщики управленческого учета
ТЭК Специалисты по развитию общественных связей
Промышленность Квалифицированные рабочие (наладчики, токари, механики)
Источник: кадровое агентство «Империя кадров»

В нашей стране значение человеческого капитала и человеческого фактора оценивается разными компаниями по-разному. Большинство еще живет по принципам традиционной экономики, где первые позиции занимают плановая прибыль и окупаемость финансовых вложений. Как и раньше продолжают разрабатывать железобетонные должностные инструкции, писать указы и служебные записки, принимать решения за закрытыми дверями, усиливать кастовость, подавлять все эмоции (кроме страха), ни при каких условиях не принимать на работу сильных подчиненных, тотально контролировать сотрудников (когда пришел, когда ушел, куда отлучался в течение рабочего дня). Повесили на всех бейджи и одели в униформу. Решили, что так сотрудники начнут идентифицировать себя с предприятием и будут переполнены гордости за него, и что получилось? Для любого профессионала, специалиста в своей области такие компании несут самую настоящую угрозу. Если даже голубые фишки российского рынка еще не прошли тот уровень корпоративной культуры, который на Западе является базовым, то что говорить про остальных.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: