Letyshops

Интегрированный рейтинг консалтинговых компаний Российской Федерации

Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» подготовило новые интегрированные рейтинги консалтинговых и оценочных компаний по итогам 2003 года

ИТОГИ ИНТЕГРИРОВАННОГО РЕЙТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ И КРАТКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

_______________________________________________________

Ирина БОБРОВА и Виктор ЗИМИН, компания "ЮНИПРАВЭКС"

________________________________________________________________

С тенденциями, прогнозами, мониторингом ситуации и другой полезной информацией по рынку консалтинговых услуг (включая полную базу компаний), можно ознакомиться на сайте РИА "РосБизнесКонсалтинг" в разделе "Исследования ".

Аналитический мониторинг рынка бизнес-услуг, проводимый компанией "ЮНИПРАВЭКС", показал положительную динамику данного сегмента бизнеса. Уже пятый год внимательно исследуется природа российского консалтинга, аудита, оценки, рекрутмента, коучинга, маркетинга, PR и др. с точки зрения не только придирчивых заказчиков и клиентов, но и самих игроков этого рынка. Крупных, средних, начинающих. Число бизнес-структур, пользующихся услугами бизнес-консультантов (а в это понятие мы включаем полный спектр вышеперечисленных услуг), растет год от года. Не все, понятно, с самоотдачей кинулись заполнять многостраничные анкеты экспертов. Не каждый бизнес-консультант, да и просто бизнесмен-производитель-руководитель выкроил время для участия в интервью. Тем не менее, репрезентативность выборки подтверждена. Мониторинг охватил многочисленные специализированные фокус-группы, все федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Анкетирование экспертов проводилось не только в тепличных офисах, но и в полевых условиях российских и международных выставок, конференций, семинаров. Большое подспорье оказали электронные технологии. Для достижения высокой репрезентативности исследования в общей сложности в него были включены предприятия различной отраслевой принадлежности, разнообразных форм собственности. Исследование проводилось комбинированным способом - путем анкетирования и полуформализованных интервью. В качестве экспертов выступали руководители предприятий, менеджеры, ведущие специалисты. Аналитическая обработка полученных данных включала в себя систематизацию результатов этого исследования и сравнение их с информацией, полученной в ходе других исследований, рейтингов, а также сведений, постоянно поступающих в рамках программы Consulting Research - "Информационно-аналитическое обеспечение бизнес-консалтинга".

По отзывам самих участников, итоги первого интегрированного рейтинга, опубликованного в "Известиях" 20 августа 2003 года во многом положительно отразились на их деловых взаимоотношениях с заказчиками. Анализ мнений клиентов также подтвердил, что не выручка консалтинговой компании являлась решающим фактором при выборе консультанта, но, прежде всего - безупречная репутация, профессионализм, системный и комплексный подход, оказание услуг "под ключ", грамотное применение накопленного опыта работы, высокое качество работ/услуг, надежность, минимальные сроки, гибкая ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество и другие конкурентные преимущества. Эксперты подчеркивали, что новая рейтинговая стратегия, предложенная ИРА "ЮНИПРАВЭКС", "отразила реальное состояние дел на рынке консалтинговых услуг", "позволила объективно определить результаты работы консалтинговых компаний", "представила заказчикам не "пустую финансовую статистику", а "системный и содержательный анализ".

Другими словами, одна буква русского алфавита, две арабские цифры и школьные арифметические плюсы (но, порой и минусы!) сказали читателям больше, чем безликие столбцы цифр бухгалтерской отчетности. Ведь новая рейтинговая формула (индекс) - это, прежде всего, сводная оценка состояния компании за фиксированный промежуток времени (полугодие, год) по интегрированным критериям. Рейтинг определяется на основании комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Повышение или понижение рейтингового индекса говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной методологии информационно-рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе неструктурированной, нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и своевременной (даже, иногда упреждающей, прогнозной) корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями отрасли является на сегодняшний день самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг.

Одним из важнейших факторов рейтингового процесса являлся комплекс конкурентных преимуществ. Участники рейтинга уделили этому

вопросу особое значение. В результате были выявлены десять главных направлений конкурентоспособности в консалтинге. Наряду с уже упомянутыми выше, были выделены: уникальные решения для каждого клиента, отраслевая специализация, долгосрочные партнерские отношения с клиентами, конфиденциальность, оплата только положительного результата, комплексные услуги международного уровня и мировых стандартов, широкий географический охват, наличие "мозгового", просветительского и образовательного центра - ядра генерации и развития успешных инициатив, собственной методологии.

Впервые на рынке появились компании, главным преимуществом которых перед конкурентами явилось управление собственными промышленными и коммерческими активами, а также реализация собственных инвестиционных проектов и инвестиционная деятельность.

Как видно из таблицы - в процентном соотношении практически все консультанты - профессионалы высокого класса, умеющие работать с клиентами с полной самоотдачей на основе взаимовыгодных контрактов. Вместе с тем, развитие рынка диктует разработку и применение стратегических альтернатив, влияющих на баланс конкурентных сил и создание новых конкурентных преимуществ (например, за счет снижения издержек, углубления дифференциации и т.д.). Здесь на первый план выходит новый вид конкурентной борьбы - стратегическое бизнес-планирование.

Как показали исследования, консультант работает головой. Один час работы одной умной головы заказчики оценили в среднем в одну тысячу восемьсот рублей. Причем, максимальные значения стоимости услуг в час получены очень далеко от столиц - в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах. В Центральном и Северо-Западном показатели ниже. Москва и Санкт-Петербург вовсе не являются лидерами в этой номинации. То же и по средней выручке в расчете на одного консультанта. По стране она колеблется от полумиллиона рублей до двух, причем от Москвы, до самых до окраин. А в сравнении с прошлым годом эта цифра выросла почти в полтора раза. Суммарная выручка от консалтинговых услуг возросла примерно на столько же. И совокупная выручка участников рейтинга от всех видов деятельности составила миллиард рублей. Всего же, по оценкам экспертов, доход трех тысяч действующих сегодня в России консалтинговых компаний составляет примерно 20 миллиардов рублей. Среди участников рейтинга более семи тысяч штатных консультантов, треть из которых имеет специальные дипломы или сертификаты, подтверждающие их высокую квалификацию. На контрактной или почасовой основе привлекалось около тысячи индивидуальных консультантов.

Несмотря на условное разделение на "внешних" и "внутренних" консультантов, их среда обитания - жесткий бизнес. В окружении "своих" и "иноземных" конкурентов. Тем не менее, в ходе исследования была выявлена сугубо "российская специфика" консалтинга. Почти половина опрошенных считает, что российский консалтинг не поддается сертифицированию "на западный манер". Более трети убеждены, что он богат именно индивидуалами-самородками, Менее трети считают, что он учитывает все взаимосвязи и специфику рынка. Пятая часть выделяет практическую сметку, и в то же время, рушащий привычные рамки и барьеры. Вслед за этим отмечены: энтузиазм, удаль, размах. А каждый десятый респондент, вероятно из скромности, указал, что российский консалтинг очень трудолюбивый, но знающий себе цену. Про величину этой цены см. выше.

[1][2][3][4] следующая>>
[вид для печати]

 

 

Реклама: