Letyshops

Профессия - консультант (точка зрения)

Консультант – это профессия

За последние два года я получил около сотни писем от начинающих консультантов и людей, желающих стать консультантами. Основные вопросы можно сформулировать так: «А что это за работа?», «Что продавать заказчику?», «Что должно стать результатом консалтинга?», «Есть методика Х, стоит ли ее применять?», «Идти в фирму или работать самостоятельно?», «Как продвигать услуги?», «Какой назначать гонорар?». На эти и смежные вопросы я постараюсь ответить со своей точки зрения – индивидуального консультанта.

Прежде всего консультант – это профессия. Как в том смысле, что одним этим занятием можно зарабатывать себе на жизнь, так и в том, что данная деятельность требует специальных навыков, знаний, умений, отличающихся от менеджерского «набора». Правда, и он никоим образом вам не повредит. Но хотя и консультант, и менеджер должны выполнять нужную для фирмы работу чужими руками, у консультанта это получается лучше, поскольку он не имеет власти, которую предоставляет должность в организации. Менеджер может позволить себе издать распоряжение и властными рычагами добиться его выполнения (в большинстве случаев, если он пойдет таким путем). Консультант вынужден довольствоваться экспертной властью, и, если он добивается результата, значит, в этой профессии для него есть шансы. 
В западных книгах говорится так: если вы решили стать консультантом – забудьте о личном времени, семье, вы будете посвящать заказчику весь досуг, и даже его окажется слишком мало. Может быть, это и верно. Как в любом успешном бизнесе (вашем бизнесе), первоначальная «раскрутка» обойдется вам в пять лет работы без отдыха. А вы встречали клиента, который построил бизнес легко? (Те, кто «приобщился» к государственным ресурсам, платили другую цену.) Что будет через 5 лет? На фирмах заказчиков я видел много успешных менеджеров, и абсолютное большинство из них – «трудоголики». Возможно, это совпадение...

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: