Letyshops

Российские компании на пути к выдающимся результатам

Как оценить достижения, а главное – перспективы российских фирм? Формируются ли в нашей стране великие компании, которые будут стабильно достигать выдающихся результатов? Такие вопросы возникают при чтении книги Джима Коллинза «От хорошего к великому».

Эта его работа стала новым этапом в исследовании успешного управления компаниями. Этап включал в себя следующие аспекты:
– изучалось не успешное управление вообще, а факторы, за счет которых одни компании смогли совершить переход от хорошего к великому, а другие – нет;
– были выработаны и применены очень жесткие критерии отбора компаний (средняя доходность по акциям фирмы должна в три раза превышать среднюю доходность по фондовому рынку в течение 15 лет);
– в ходе исследования были получены действительно интересные и даже неожиданные результаты, вносящие изменения в ряд сложившихся представлений о том, что же такое успешное управление.

Группа Коллинза отобрала для изучения всего 11 американских предприятий, сумевших осуществить переход от посредственной к великой компании. Среди включенных в этот список были как широко известные в России Gillette и Philip Morris, так и не столь известные, например Kroger или Walgreens.

В результате кропотливого анализа управления этими компаниями в период перехода к выдающимся результатам был выделен ряд общих для них закономерностей. Оказалось, что в каждой из этих компаний к руководству пришел лидер, получивший у Коллинза определение «руководитель 5 уровня», была выработана собственная «концепция ежа», а успешность многолетней реализации этой концепции была достигнута благодаря использованию «эффекта маховика».

Сам «эффект маховика» заключается в последовательном наращивании потенциала, переходящем в стремительный рост. Следует отметить, что не меньшее значение, чем методические концепты, имеют содержащиеся в книге практические примеры. Так, металлургическая компания Nucor, вместо того чтобы ставить заводы в традиционных центрах сталелитейной промышленности, построила их в фермерских регионах. Это решение исходило из корпоративной идеи, что можно научить фермера лить сталь, но нельзя привить фермерскую рабочую этику человеку, для которого она не является приоритетной.

Безусловно, для любой российской компании заманчиво достичь в своей деятельности аналогичных результатов. Но оказывается, что здесь не все так просто. Одним из ключевых выводов из исследования Коллинза является то, что на практике выдающихся финансовых высот достигают компании, руководители которых нацелены в первую очередь на задачу создания великой компании, а не на выдающиеся финансовые результаты как таковые.

Российских управленцев, целью которых является достижение именно таких финансовых результатов, известно немало. Но много ли вы знаете наших менеджеров, которые стремятся создать великую компанию? Стать национальным лидером в своей отрасли – пожалуйста. Войти в пятерку мировых лидеров – попробуем. А вот великую компанию создать? Может, еще не время об этом думать? А когда время?

Не пытаясь подменить понятие «великая компания», хотелось бы тем не менее переформулировать вопрос следующим образом: «Создаются ли в России выдающиеся компании?». Во-первых, трудно избежать их восприятия как крупных компаний. Для исследования, по понятным причинам, отбирались компании из F-500, но и сам Коллинз подчеркивает, что размер не имеет значения. Во-вторых, именно выдающаяся, а не великая компания – внутренняя реальность тех, кто совершает переход от посредственной к выдающейся компании.

Например, Procter&Gamble в последние годы сохраняла позицию и статус великой компании, но если в бизнес-среде укоренилось словечко «проктоид», характеризующее типичного менеджера компании, то с позицией и статусом выдающейся компании у нее явно есть проблемы.

Вот почему, если в России не будет создано ни одной великой компании, «построенной навечно», это станет существенной характеристикой масштаба всего российского бизнеса. Но если у нас не будут строиться выдающиеся компании, то под вопросом окажется смысл существования отечественного бизнеса как такового.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: