Letyshops

Консалтинг "по-российски"

Всего в России три тысячи консалтинговых (по их уставам) компаний. И лишь каждая десятая активна в рынке. Участвует в рейтингах и даже в рэнкингах, имеет авторские методики, радеет за развитие отрасли. Однако, весь российский консалтинг еще не представляет собой единую мощную индустрию бизнес-услуг с развитой инфраструктурой. Поэтому каждый эксперт и оценивает емкость этого рынка, «трогая слона», кто за хобот, кто за хвост. Причем мнения аналитиков из стана потребителей консалтинга полярно соотносятся с мнениями «производителей» этих услуг. Тем не менее, из полученной в ходе опросов информации, можно извлечь практические результаты. Оценить тенденции. Увидеть перспективные точки роста.
Исследование выявило, что далеко не все виды консалтинга пропорционально представлены в субъектах РФ, однако общий баланс возможностей для любых заказов существует. Половина услуг осуществляется московскими бизнес-консультантами. Более чем по десять процентов компаний действуют в г. Санкт-Петербурге и Приволжском федеральном округе. Примерно одинаковое количество (около шести процентов) в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Центральном (без Москвы). Менее всего бизнес-консультантов работает в Южном и Северо-Западном (без Санкт-Петербурга) федеральных округах. Анализ динамики рынка услуг бизнес-консультантов показал их рост в одних субъектах РФ и снижение в других. На составленных компанией «ЮНИПРАВЭКС» диаграммах наглядно видна полная картина консалтинга в разрезе всех федеральных округов. В целом, при наличии стабильных показателей, происходит перегруппировка видов предоставляемых услуг. В отдельные отрасли выделились: аудит (ранее тесно примыкавший к консалтингу), оценочная деятельность (в большинстве случаев с элементами консалтинга), индустрия маркетинга/исследований (здесь без консалтинга – никуда), инжиниринг (тут консалтинг – святое дело). А кадровый консалтинг – это подбор кадров? Или расстановка? Или их перетасовка? В общем, и здесь полный рекрутмент получается. Так, что консалтинг присутствует уже везде и всюду. Недалеко до перекосов. Многие «продвинутые» компании включают консалтинг в перечень предлагаемых услуг как вспомогательно-факультативную дисциплину. Поэтому, формально показатели получаются одни, а на деле, порой, присутствует совсем другое. Некоторые используют этот модный термин для замены названия своих, совсем далеких от классического консалтинга, услугах. Например, «консалтинг в области торговли» обозначает, что фирма занимается мелкооптовой продажей товаров народного потребления. «Консалтингом в сфере PR» обозначается бурная деятельность рекламного агентства. «Правовой консалтинг» преобладает в списке услуг фирм, регистрирующих предприятия. А «Интернет-консалтинг» - иногда просто спам. Отдельные господа додумались и активно внедряют в бизнес-массы уже порядком подзабытых «старых-новых-русских» термин «элитный консалтинг». Правда, здесь непонятно - кто кого «элитнее» – заказчик или подрядчик? Таким образом, работа по систематизации (читай классификации) консалтинга как такового не останавливается ни на минуту. Поэтому, если посмотреть (в том числе в прайс-листы отдельных фирм) – консалтинга – пруд пруди. А если попытаться разместить «серьезный» заказ у таких «консалтеров», это не получится. Даже в качестве эксперимента. В результате телефонного звонка в одну из московских фирм, ее сотрудники долго пытались выяснить у звонившего «потенциального заказчика», чем же отличается консультирование «по процессу» от консультирования «по проекту». В конце концов, сказав, что шефа нет на месте, бросили трубку.
Подчеркнем, что все вышеперечисленные тенденции, факторы, критерии, векторы, взгляды и мнения характерны как для столиц, так и для глубинки. Главный вывод из проведенных исследований – консалтинг мощно шагнул в субъекты Российской Федерации. Достаточно проследить динамику региональной составляющей за три последних года. Заметны интеграционные процессы между столичными бизнес-консультантами и их коллегами «на местах». Предлагаемые услуги носят более структурированный характер. Заказчики с удвоенной энергией стараются сэкономить на «опте» - предложениях комплексных услуг. Консалтингу это также выгодно. Как показало изучение, наибольшим спросом сейчас пользуется комплекс услуг по реструктуризации бизнеса. Он включает не только оптимизацию организационной, юридической и др. структур предприятия, всего имущественного комплекса, но и реструктуризацию всей системы управления. На втором месте инвестиционный консалтинг. В одном флаконе. От разработки бизнес-плана по международным стандартам и подготовки пакета сопроводительной документации для инвестора, до сопровождения и защиты его у кредитора. Третье место прочно удерживает финансовый консалтинг. Не потеряли актуальность «связанные одной цепью»: «промфинплан», «учет и контроль», «прибыли и убытки». Этот комплекс, как правило, требует больших усилий (финансовых вложений) со стороны заказчиков. Именно по внедрению. Что консалтинг также выполняет с удовольствием. Пользуются популярностью и специализированные виды консалтинга – IT-консалтинг, консалтинг в области управления проектами. А также – информационный, юридический, экологический, муниципальный, социально-управленческий, кадровый. Набирает обороты консалтинг в сфере логистики. Из-за кулис вышел коучинг… http://www.coaching.ru

<<предыдущая [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13] следующая>>
[вид для печати]
© ЮНИПРАВЭКС

 

 

Реклама: