Letyshops

Внедрение АСУ: последнее слово остается за человеком?

В последние годы многие компании занимаются внедрением передовых ИТ. Но какими бы ни были осваиваемые технологии, их основная задача остается неизменной – повышение эффективности и производительности труда. При этом всегда подразумевалось, что грамотное, соответствующее специфике организации техническое решение гарантирует достижение желаемых результатов. Однако с недавнего времени на различных российских ИТ-конференциях и семинарах все чаще стали звучать «непривычные» слова – «человеческий фактор», «сопротивление персонала», «работа с персоналом клиента»…

Дело в том, что поначалу многие менеджеры и внедренцы были уверены, что между установкой новых систем и ростом продуктивности персонала компании существует однозначная жесткая связь. Однако на практике все оказалось не так просто, поскольку не только рост производительности, но и даже сама возможность успешного внедрения во многом зависит от реакции работников компании, являющихся одновременно и объектом, и субъектом преобразований.

По результатам исследования, проведенного иностранными коллегами (см. Чарльз Треппер, «Управление проектами ERP – ключ к успеху их реализации» // Планета КИС, 2000. www.russianenterprisesolutions.com/meto/e05001.html), среди десяти основных трудностей, которые приходится преодолевать в подобных проектах, четыре напрямую связаны с персоналом компании (обеспечение кадрами и их текучесть, сопротивление нововведениям, вопросы взаимодействия, организационная политика), и еще две касаются многочисленных задержек и неожиданных функциональных брешей, но также во многом зависят от сотрудников компании-клиента. Значительная доля, не правда ли?

Сегодня уже и российская практика подтверждает, что если недостаточно учитывать влияния человеческого фактора и, следовательно, не проводить специальную работу с персоналом в период внедрения новых автоматизированных систем, то это может поставить под угрозу реализацию проекта и благополучие компании в целом. Среди основных рисков специалисты называют следующие:
– проект не доведен до конца (то есть инвестиции вложены «впустую»);
– уход из компании компетентных сотрудников;
– отказ ИТ-специалистов клиента внедрять или поддерживать новую систему;
– саботаж рядовых сотрудников.

Из-за недооценки эти рисков на свет появляются так называемые «памятники» – установленные системы, которыми никто не пользуется, а деньги и время компании оказываются выброшенными на ветер. Поэтому консультанты, занимающиеся внедрением, иногда шутят, что предлагаемые ими услуги должны называться «установкой системы вместе с сотрудниками».

Подобные проблемы касаются, конечно, не только внедрения информационных систем, но и любых других организационных преобразований. За последнее время появилось достаточно много материалов, которые рассказывают, какие подводные камни таят в себе программы организационных изменений и что делать, если сотрудники не приемлют этих изменений (см. Т. Е. Андреева, «А Иванов против! Преодоление сопротивления персонала» // Управление компанией. – № 0 (01), 2001. – с.70-72.). Поэтому в данной статье мы остановимся лишь на некоторых особенностях, которые связаны именно с внедрением новых информационных технологий.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: