Банкротство ГУПов: технология, практика и последние тенденции
Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для того, чтобы очистить предприятие от кредиторской задолженности или переоформить права собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель, то есть будущий хозяин предприятия. Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является то, что легко получить его согласие на реализацию части активов или всего предприятия в целом (это требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве). Таким образом собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства. В зависимости от причин банкротства его «заказчиком» и инициаторами могут быть разные лица. По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности основными инициаторы – это как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам). Собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества – в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме – руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Здесь надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия случается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться его согласия, необходимо заручиться поддержкой администрации и министерства (в ведомственном подчинении которого находится ГУП), предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т. п. Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО – при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников. В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы. От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении упомянутых условий), так и сама налоговая инспекция. Кредиторы по платежам за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло (монополисты) стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству, а целостность предприятия их не волнует. При введении же процедуры банкротства они стараются как можно дольше ее продлить, с тем чтобы получить текущую абонентскую плату. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности. Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на тех, перед кем есть задолженность по обычной хозяйственной деятельности и тех, перед кем имеется подконтрольная задолженность. Кредиторы первой разновидности относятся к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими на собраниях кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их на свою сторону или собирая доверенности. Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании их недействительными или ничтожными подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура, защищающая интересы государства. Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т. п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе у ИМНС, подтверждающую прохождение денежных средств по счетам в банках и др. При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что процедура
банкротства – интересный, но нелегкий механизм по очищению предприятия от
задолженности и переоформлению прав собственности. Применяя его, необходимо
заранее продумывать каждый шаг, имея при этом за спиной административный
ресурс. |
Начало в выпусках: #221 | ||
<<предыдущая | [1][2] | |
[вид для печати] | ||
© ИКГ РОЭЛ Консалтинг |