Letyshops

Развитие предприятия

При внедрении изменений предприятие не ограничено лишь собственными умениями. Современный рынок предоставляет возможность получать профессиональную помощь на временной основе, оказываемую высококвалифицированными специалистами, – речь идет о внутрифирменном обучении и консультировании. (Обучение на курсах и «общетеоретических» семинарах мы не рассматриваем: до внедрения изменений отсюда примерно такое же расстояние, как от школьной парты).

Корпоративные семинары могут работать на образование команды и выработку эффективных групповых методов взаимодействий. (Например, инновационный подход В. С. Дудченко, предусматривающий, что сотрудники совместно находят решения «в условиях глубокого погружения в материал вне реальной ситуации» – В. С. Дудченко «Основы инновационной методологии», На Воробьевых, Москва, 1996 г.).

Обучение идет несколько дней в отрыве от работы и отличается высокой интенсивностью. Для достижения результата в семинаре необходимо участвовать руководителю, иначе возникает проблема, описанная консультантом Ю. Д. Красовским: выработав управленческие навыки, члены группы потом сокрушаются, что в реальной жизни их применить не удастся (Ю. Д. Красовский «Управление поведением в фирме», Инфра-М, Москва,1997 г.).

Другой подход заключается в выборе тем, интересующих предприятие, и проведении корпоративного семинара, рассматривающего конкретные технологические и управленческие решения в данной области. Участники получают согласованное представление о практической эффективности тех или иных методов, условиях их применения и побочных эффектах. Вырабатывается платформа для собственных преобразований. Обучение длится день-два, также в отрыве от работы (но не от реальной ситуации), и требует обязательного участия руководителя. В противном случае намеченные реформы останутся в ранге «благих намерений».

Для среднего и младшего персонала используются различные тренинги (переговорной практики, навыков продаж, распределения времени, маркетинговых исследований и множество других). Как правило, они эффективны для отработки каких-либо технологий, но не для выработки решения. В программу внедрения изменений их можно включить на завершающем этапе, когда главные трудности преодолены и наступила стадия адаптации. Стремление некоторых руководителей начать изменения с тренингов неправильно: отделка до капитального ремонта лишь увеличивает затраты, но не спасает сооружение.

Консультирование по изменениям может быть чрезвычайно полезным для фирмы, если правильно применяется. Этот метод единственный, при котором руководитель находит соратника по реформам, способного оценить ситуацию со стороны. Процессный консультант предоставляет свой опыт и знания для осуществления изменений самим предприятием (выступает преподавателем и пропагандистом), консультант по ресурсам берет на себя часть работы руководителя, координируя весь процесс.

Непредвзятая позиция консультанта дает предприятию преимущества в диагностике, нахождении компромиссов на стыке интересов различных групп, возможность обсуждения личных тем на всех уровнях иерархии (согласование сценарных целей), а также полный контроль изменений.

Успех применения консультирования определяется тремя факторами:
– готовностью руководителя взять на себя всю ответственность по проекту и большую долю работ (нельзя нанять специалиста, который все сделает сам);
– участием консультанта как во внедрении, так и в разработке изменений (нельзя поручать специалисту лишь исполнение проекта);
– выбором нужного консультанта (преимущество имеет опыт внедрения, «чистые» разработчики и преподаватели неэффективны в реформах).

Ограничения этого метода – высокая стоимость профессиональных услуг и трудности с выбором специалиста.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: